XV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» Круглый стол G-6 Накопленный дефицит инвестиций в жилищной сфере России: угрозы и перспективы Татьяна Полиди Институт экономики города, НИУ-ВШЭ
Структура жилищного фонда (тыс. кв. м;%) и накопленный темп прироста ввода жилья (в %) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Номинальная и эффективная обеспеченность населения жильем в 2000–2012 гг. (кв. м общей площади жилых помещений на человека) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Потребление и восстановление водопроводных, канализационных и тепловых сетей в 2000–2012 гг. (в %) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Потери коммунальных ресурсов в сетях водоснабжения и тепловых сетях в расчете на единицу производства коммунальных услуг в 2000–2012 гг. (в %) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Текущая и накопленная потребность в восстановлении жилищного фонда (тыс. кв. м) и нагрузка накопленного дефицита такого восстановления (раз) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Накопленный дефицит инвестиций в жилищной сфере в млрд. руб. и % ВВП Источник: расчеты автора по данным Росстата
Текущая потребность в восстановлении жилищного фонда и фактический объем его восстановления за счет разных источников (тыс. кв. м; %) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Инвестиции в восстановительное и дополнительное производство жилищного фонда в 2000–2012 гг. (млрд. руб.;%) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Фактический объем инвестиционных и текущих расходов в жилищной сфере (млрд руб., левая ось), отношение таких расходов (в %) и доля суммы таких расходов в ВВП (в %, правая ось) в 2000–2012 гг. Источник: расчеты автора по данным Росстата
Структура источников финансирования совокупных расходов в жилищной сфере по институциональным секторам в 2000–2012 гг. (в %) Источник: расчеты автора по данным Росстата
Стратегическая цель государственной жилищной политики на 2030 год Устранение дефицита текущих инвестиций в восстановление жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры и сокращение накопленного дефицита таких инвестиций до 15% ВВП Достижение данной цели позволит: 1) фундаментально решить проблему возрастающей потребности в переселении граждан из ветхого и аварийного жилья; 2) повысить уровень эффективной обеспеченности населения жильем (даже если строительство дополнительного жилищного фонда не будет осуществляться); 3) повысить эффективность политики по поддержке нового строительства, что будет выражено в большем приросте эффективной обеспеченности населения жильем при строительстве 1 дополнительного квадратного метра жилья; 4) обеспечить состоятельность государственной политики в долгосрочном периоде и переход на новую траекторию развития.
Возможные источники и механизмы погашения накопленного дефицита инвестиций в жилищной сфере (1) Текущие расходы граждан на жилищно-коммунальные услуги составили в 2012 г. 1,35 трлн руб., или примерно 8% располагаемых ресурсов домашних хозяйств. Таким образом, покрытие текущего дефицита в размере 680 млрд руб. за счет увеличения ежемесячных платежей граждан на размер взноса на капитальный ремонт увеличит их расходы до 2,03 трлн руб., или до 12% совокупных располагаемых ресурсов, что можно считать приемлемым. В 2012 г. совокупный объем инвестиционных расходов в создание дополнительного жилищного фонда составил 1,8 трлн руб. Если такие инвестиции в полном объеме перенаправить на снос аварийного, ветхого и морально устаревшего жилищного фонда и новое строительство на застроенных территориях или реконструкцию жилищного фонда, то накопленный дефицит инвестиций можно ликвидировать за 11,5 лет. Меры по развитию конкуренции позволят привлечь дополнительно порядка 1 трлн руб. в год на восстановление жилищного фонда.
Возможные источники и механизмы погашения накопленного дефицита инвестиций в жилищной сфере (2) Потребность в восстановительных инвестициях в коммунальную инфраструктуру – 1,98 трлн руб., или 9,2% от аналогичного показателя по жилищному фонду. Дефицит текущих восстановительных инвестиций составил здесь в 2012 г. 75 млрд руб., а накопленный дефицит – 1,87 трлн. Текущий дефицит в восстановительных инвестициях в коммунальную инфраструктуру равен порядка 4,2% общей тарифной выручки. Представляется, что увеличение тарифов на 4,2% – приемлемый механизм погашения текущего дефицита.
Меры, необходимые для достижения стратегической цели государственной жилищной политики на 2030 год – создание эффективных механизмов государственно- частного партнерства при развитии застроенных территорий, позволяющих привлекать частные инвестиции; – создание стимулов для кардинальной переориентации всей системы экономических и административных взаимоотношений в жилищной сфере с увеличения жилищного фонда на улучшение его структуры по степени износа и рост эффективной обеспеченности населения жильем; – повышение эффективности работы рыночных механизмов – усиление конкуренции на всех рынках в жилищной сфере, снижение доли непроизводительных расходов потребителей (граждан) на оплату избыточной прибыли производителей, их затрат на преодоление административных барьеров.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НАШИ КОНТАКТЫ Россия, Москва ул. Тверская, 20/1 тел./факс: (495) , (495) facebook.com/UrbanEconomics twitter.com/UrbanEconRu