Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СФЕРОЙ ТРУДА Профессиональное образование Сфера труда ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Постановление Правительства РФ от 24 декабря Определяет правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования Федеральный закон от 1 декабря ФЗ Вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования
ЗУН общение с клиентами и заказчиками изменения рынка труда автоматизация производства размывание границ между профессиями КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абитуриент Специалист СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ ключ. комп.
ФГОС - 3 Изменение целей Изменение организации Изменение содержания Изменение условий Особенности регионального рынка труда Особенности региональной системы ПО
освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ К минимуму результата
Система требований в ФГОС НПО / СПО К результату освоения ОПОП К структуре ОПОП К условиям реализации ОПОП Характеристики ПД Область, объекты Виды ПД ОК и ПК Соотношение обязательной и вариативной части Циклы дисциплин Профессиональные модули Практика Аттестации Кадры Финансы Материально- техническая база Методическое сопровождение
Задачи ФГОС Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОМ ( вариативная составляющая)
Национальная рамка квалификаций РФ Уровень 6 Наукоемкость деятельности (характер знаний) Деятельность, требующая синтеза профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Самообразование Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Сложность деятельности (характер умений) Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)
СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС
ВАРИАТИВНОСТЬ ОПОП Потребности и возможности обучающегося Требования работодателя (рынка труда и его развития) НПО Сочетание профессий Присваиваемый разряд Новые элементы ОПОП Практикоориентирован- ностьСПО Специализация Осваиваемые профессии –одна или несколько –присваиваемый разряд Новые элементы ОПОП Практикоориентирован- ность
Соотношения обязательной и вариативной частей по уровням образования
Соотношение элементов ОПОП СПО Учебные дисциплины Профессиональные модули 30% Вариативная часть Инвариантная часть 70% Примерная ОПОП «Рабочая» ОПОП +
Общие требования уровня квалификации Общие компетенции Профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах Применение умений Применение знаний Общие отраслевые требования ++ + Частные требования специальности ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ МИНИМУМА РЕЗУЛЬТАТА Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3
Виды деятельности учителя Учебно-методическая (СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III
Требования к профессиональным компетенциям Интегративность Объединяют знания, умения, навыки, готовность мобилизовать их в конкретных ситуацияхДиагностичность Факт и степень их сформированности могут быть диагностированы на основе определенных дескрипторовСоответствиесоциальномуобразовательномузаказу Ориентированы на потребности рынка труда
ПРИМЕРЫ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.1. Проводить производственное исследование алмазного сырья, предназначенного к обработке ПК 2.4. Проводить распиливание алмазов на лазерном оборудовании ПК 3.1. Организовывать деятельность трудового коллектива участка по выполнению производственных заданий
Основные виды ПД Логика разработки структуры ОПОП СПО ВПД 1 ВПД 2 ВПД 3 ВПД n ПМ 1 ПМ 2 ПМ 3 ПМ n МДК 1.1, МДК 1.2МДК 2.1МДК 3.1 МДК n.1 Профессиональный цикл Дисциплины ОП ОГСЭ цикл (вкл. ФК) ЕН цикл Дисциплины
Профессиональная деятельность III поколение ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование (СПО) ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn
Ст. 9 п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами Ст. 9 п. 5. пп Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. Ст. 9 п. 5. пп Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). ФЗ «Об образовании»
Основные образовательные программы ОУ (ООП ОУ), имеющих государственную аккредитацию, разрабатываются на основе примерных ОПОП (ПОПОП) Разработка ПОПОП обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом Разработка Пр.ООП осуществляется на основе ФГОС Разработка программ профессиональной подготовки Законом РФ «Об образовании» не регламентируется ФЗ «Об образовании»
Примерные основные профессиональные образовательные программы (ПОПОП) БУП + Программы инвариантных дисциплин Программы дисциплин Программы профессиональных модулей (включая практику) + +
ФЗ «Об образовании» Ст. 14 п.6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии совокупность учебно-методической документации
ОГСЭ - дисциплины Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 Программа ОГСЭ 3 … ЕН- дисциплины ОП- дисциплины УчебныйпланУчебныйплан Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 … Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа ОП 3 … Профессиональные модули Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 … Программа преддипломной практики В т. ч. учебная и производст- венная практика КалендарныйграфикКалендарныйграфик ВАРИАНТ НАБОРА
Профессиональные модули ПМ 01. Ведение технологического процесса обработки алмазов и полуфабрикатов в бриллианты МДК Принципы организации и планирование производства бриллиантов МДК Эксплуатация оборудования и технологического оснащения для обработки алмазов и полуфабрикатов ПМ 02. Обработка алмазов и полуфабрикатов на высокотехнологичном оборудовании МДК Компьютерные технологии в обработке алмазов МДК Лазерные технологии в обработке алмазов ПМ 03. Организация работ структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК Управление работой структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов Практика МДК Теоретическая подготовка по профессии/ям (огранщик, обдирщик, распиловщик, разметчик алмазов)
Наполнение МДК Наименование дисциплины (из ГОС 2-го поколения) Темы в составе дисциплины Темы, переходящие в состав МДК модуля Технология огранки алмазов Производственное исследование алмазного сырья В МДК Производственное исследование алмазного сырья Учет сырья и готовой продукции в производстве бриллиантов В МДК Учет алмазного сырья, полуфабрикатов и бриллиантов по операциям Формы и виды огранки В МДК Формы и виды огранки
ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01Основы философии ОГСЭ.02История ОГСЭ.03Иностранный язык ОГСЭ.04Физическая культура ЕН.00Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.01Математика ОП.00Общепрофессиональные дисциплины ОП.01Основы инженерной графики ОП.02Техническая механика ОП.03Основы кристаллографии и минералогии ОП.04Основы геммологии ОП.05Учет сырья и готовой продукции в производстве бриллиантов ОП.06Информационные технологии в профессиональной деятельности ОП.07Метрология, стандартизация и подтверждение качества ОП.08Основы экономики, менеджмента и маркетинга ОП.09Правовые основы профессиональной деятельности ОП.10Охрана труда ОП.11Безопасность жизнедеятельности Дисциплины в ОПОП СПО
Профессиональныемодулиидисциплины УП.00 Учебная практика ПП.00 Производственная практика (практика по профилю специальности) ПА.00 Промежуточная аттестация ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) Практики и аттестации в ОПОП СПО
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение
Государственная (итоговая) аттестация Условие допуска подтверждение освоения компетенций по видам профессиональной деятельности Формы обязательно - защита дипломной работы по желанию ОУ - экзамены Состав комиссии представители образовательного и профессионального сообщества
Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
О введении ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (ФЗ 309-Ф3 от ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете" (ФЗ 260 от )
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЧЕСТВОРЕЗУЛЬТАТА КАЧЕСТВОУСЛОВИЙ КАЧЕСТВОПРОЦЕССА Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. КАЧЕСТВО ЦЕЛЕЙ, СТАНДАРТОВ И НОРМ В ОБРАЗОВАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Спасибо за внимание! за внимание!