Драганова Оксана Александровна – зав.кафедрой психологии и педагогики ЛИРО, к.психол.н. МОДЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Социализация- - двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе
Нормативно-правовая база Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на годы от 26 октября 2012 г. N 500-р Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Федеральная программа развития образования на годы Письмо Департамента образования Минобрнауки России от 12 мая 2011г «Об организации внеурочной деятельности»
Программа социализации Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить.
Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся Социализация и профессиональна я ориентация обучающихся Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование экологической культуры
Ведущий вид деятельности учебная деятельность; проектная деятельность; исследовательская деятельность; творческая деятельность ; спортивная деятельность; социальная деятельность.
Социальная деятельность – источник формирования таких способностей, которые позволяют человеку успешно решать задачи саморазвития и самоактуализации независимо от изменяющихся социальных условий.
Модели социализации детей различных категорий: « обычных », детей « группы риска », детей с ОВЗ, детей-сирот, мигрантов
Обзор моделей социализации обучающихся различных категорий по основным направлениям Формирование ЗОЖ (уроки, рассказы о… /деятельностные формы). Социализация в образовательной организации и за ее пределами (в образовательном учреждении/в сети площадок). Профориентация (в школе/в месте проф. практики, состязания по школьным предметам/состязания по профессиональным сферам). Организация обучения (вместе с обычными детьми/отделяя особых детей). Формы обучения (очно/в сети Интернет). Принципы педагогической работы (предмето-центричная программа/человеко-центричная программа).
1 – Постинтернатная адаптация, комплексная социальная адаптация; 2 – Патриотическое воспитание; 3 – Социальная адаптация через реализацию совместных проектов с обычными детьми; 4 – содействие процессу деинституализации детей – сирот; 5 – ресоциализация неблагополучных семей, предотвращение социального сиротства; 6 – социализация путем вовлечения в культурные и медиа- проекты. Проекты, направленные на социализацию детей – сирот, воспитанников детских домов
Направления программ (подпрограмм) социализации Урочная деятельность; Внеурочная деятельность; Внешкольная деятельность; Семейное воспитание; Изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: школы школы семьи семьи общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации учреждений дополнительного образования, культуры и спорта учреждений дополнительного образования, культуры и спорта традиционных российских религиозных объединений. традиционных российских религиозных объединений. СМИ СМИ
Педагогическая поддержка социализации ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Социальная деятельность школьное самоуправление, детское общественное движение, развитие добровольничества и волонтёрства, социальное проектирование, общественно полезная деятельность школьников
Социализаций детей-мигрантов
Обобщение Совместность, инклюзия для разных детей, включая «обычных» Совместная работа специалистов Средовой подход, сетевое взаимодействие Программы человеко-центричные, индивидуализация Использование интернета
Пути решения некоторых проблем. Роль РСП в социализации личности обучающихся Обобщение и распространение опыта моделей успешной социализации в регионе. Введение образовательной услуги «Социализация детей» в ООП образовательных организаций. Обеспечение нормативной и финансовой базы для успешного обеспечения услуг по социализации детей. Межведомственное взаимодействие в решении проблем социализации обучающихся. Разработка объективных критериев для мониторинга социализации обучающихся.