«Система работы образовательного учреждения по предупреждению самовольных уходов из дома несовершеннолетних» Тюрина Вера Викторовна, социальный педагог ГБОУ ЦПМСС Московского района.
Санкт-Петербурге приняты необходимые нормативно-правовые акты: Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на годы, Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, Концепция семейной политики Санкт- Петербурга на годы.
Закон Санкт-Петербурга «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в закон Санкт- Петербурга "Об административных правонарушениях В Санкт-Петербурге" N от 19 февраля 2014 года.
Безнадзорность и уходы из дома Число несовершеннолетних, ушедших из дома в 2012 году, составило 571 чел.
Динамика безнадзорности несовершеннолетних
Причинами самовольного ухода из дома могли послужить: жестокое обращение с ребенком; эмоционально-волевые и интеллектуальные отклонения в развитии ребенка; внутрисемейные конфликты; асоциальность семьи; отсутствие теплых эмоциональных связей с членами семьи; уход как стратегия избегания в конфликтной ситуации; повышенная внушаемость и подражание.
Работа классного руководителя совместно с социальным педагогом
1.Составление Социальный паспорт класса неполные семьи неблагополучные многодетные; малообеспеченные; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, требующие индивидуального подхода в обучении и воспитании. 2. Ежедневный учет отсутствующих школьниках и выяснение причины. 3. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на ВШК.
В качестве ключевых задач определяются: преодоление внутрисемейного кризиса; изменение родительских установок и позиций; расширение сферы социального взаимодействия ребенка; формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Ведется систематическая индивидуальная профилактическая работа: изучение особенностей личности детей и подростков и коррекция их поведения; посещение на дому с целью выявления соблюдения прав детей и подростков на жилище, на организованный досуг во внеурочное время, на сохранение здоровья; посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям; индивидуальные и коллективные профилактические беседы с детьми и подростками; вовлечение детей и подростков в общественно – значимую деятельность через реализацию воспитательных акций и проектов.
Социальные партнеры ПДН УМВД РФ, КДН и ЗП, Прокуратурой, отделами опеки и попечительства, СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям», РНК ПНД, Центром психолого-медико-социального сопровождения, отделом здравоохранения, подростко-молодежными клубами района.
Для предупреждения случаев самовольного ухода важно: На родительских собраниях в рамках профилактической работы доводить до сведения родителей информацию о причинах и последствиях самовольных уходов детей из дома. Семьи, в которых несовершеннолетние самовольно ушли из дома, рекомендовано ставить на сопровождение не только в образовательном учреждении, но и в «Центре социальной помощи семьи и детям» района.
Спасибо за внимание!