ЧУРИЛОВА Н.А., ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ МБОУ «СОШ 7» г. Рубцовска
Правовая сторона реформ образования - правовые документы ООН: - Декларация ООН о правах людей с интеллектуальной и психической недостаточностью, - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, - Конвенция ООН о правах ребенка, - Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью, - Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994
Этапы истории обучения детей с особенностями развития за рубежом : Начало ХХ века середина 60-х годов «медицинская модель» - сегрегация Середина 6О-х середина 80-х годов «модель нормализации» - интеграция Середина 80-х годов настоящее время «модель включения» - инклюзия.
«Медицинская модель» (сегрегация) - человек с особенностями развития - больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении.
Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей- инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.
ИНТЕГРАЦИЯ В основе «модели нормализации» (интеграция) - следующие положения: ребенок с особенностями развития человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности; общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным. Внедрение модели интеграции приводит: к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей; к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы.
ПРОБЛЕМА При внедрении интегрированных форм обучения стало очевидным противоречие между заявленным правом ребенка с особыми образовательными потребностями на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, с одной стороны, и невозможностью в настоящий момент создать соответствующие условия в каждом общеобразовательном учреждении, с другой.
«Модель включения» - инклюзия или «инклюзивное образование», появилось в РФ с 1996 года ИНКЛЮЗИЯ – ЭТО: вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям. удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий
Статья 24 Конвенции о правах инвалидов четко говорит, что государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования, т.е. путем внедрения инклюзивного образования.
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Эта группа чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития
Дети –инвалиды - дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Проблемы внедрения: понимание инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, почти не присутствует; как влияют рыночные механизмы регуляции образования на развитие инклюзии? Как система оценки качества работы образовательного учреждения будет зависеть от внедрения инклюзивного образования? Как введение профилей в образование будет связано с инклюзией? Каким должен быть механизм распределения средств между массовыми и интегрированными учреждениями образования в контексте реформирования системы финансирования образования? в России инклюзивное образование приравнивается к миссии гуманизации образовательной среды.
Типизация путей популяризации и укоренения новых идей в умах теоретиков и практиков (Д.Колендер) Распространение идей как инфекционной болезни – без особого обдумывания люди берут на вооружение новую концепцию или всего лишь фасонистый термин. Суть идеи часто теряется - гораздо важнее стать носителем идеи, не думая, как встроить идею в уже действующую практику или изменить эту практику под новую идею. Конкуренция идей на общественном «рынке» - идеи, как и их приверженцы, соревнуются за большую популярность и готовность социума, власти, сообщества специалистов реализовывать эти идеи.
Барьеры для инклюзивного образования: Отсутствие гибких образовательных стандартов. Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального режима обучения. Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка. Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии. Отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса. Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения. Отсутствие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты).
Содержательные изменения: Разработка методологии инклюзивного образования. Разработка и применение дифференцированного и разноуровневого учебно-методических комплектов в условиях единого образовательного пространства. Разработка методов и технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе). Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования. Изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды). внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения разработка научно-методического обеспечения