Автомобильный рынок России Тенденции 2-я Конвенция российских автомобильных дилеров Сергей Литвиненко
PwC Вопросы, стоящие перед дилерами Неопределенность в развитии авторынка и экономики в целом Противоречивая динамика рынка в этом году (от снижения рынка в январе до повторения прошлогоднего уровня продаж в марте) – следствие ряда факторов, ключевые из которых: сворачивание программы льготного кредитования начиная с января 2014 г. и ослабление курса рубля, усилившееся в связи с ситуацией вокруг Крыма. Что ожидать от экономики и рынка в будущем? Зрелый рынок – новые реалии и тенденции Российский рынок становится все больше похож на рынки развитых стран: умеренные темпы роста рынка, высокая конкуренция, низкая рентабельность бизнеса и т.п. Можно ли успешно развиваться в таких условиях? Планирование бизнеса / принятие стратегических решений Сложная ситуация на рынке в 2013 г. заставила многих участников авторынка пересмотреть свои планы по развитию бизнеса, а некоторые приняли решение о выходе из автобизнеса. Какова должна быть стратегия развития? 2
PwC В начале 2014 года российский авторынок демонстрирует противоречивую динамику 3 Возобновление программы льготного автокредитования Сворачивание программы льготного автокредитования Источник: АЕБ, оценка PwC Продажи и темпы роста новых легковых автомобилей в России в январе-ноябре 2013 года
PwC Ключевые факторы, оказывающие влияние на развитие авторынка в России Долгосрочные факторы: Доходы населения Ценообразование на а/м Стоимость владения а/м Доступность кредитования Уровень локализации производства Развитие транспортной инфраструктуры Развитие дилерских сетей Краткосрочные факторы: Уверенность и активность покупателей Политика импортера Стимулирования спроса (государство, импортеры, дилеры) Сезонность 4 По мере достижения насыщения рынка все большее значение для дальнейшего его роста приобретают системные долгосрочные факторы и, прежде всего, ситуация в экономике
PwC Неопределенность в развитии экономики (1 из 2) 5 Темп роста ВВП к кварталу предыдущего года Наметившаяся в последние годы тенденция к замедлению темпов роста российской экономики обострилась в начале 2014 года в связи с ослаблением курса рубля и ситуацией вокруг Крыма. В условиях экономической нестабильности также происходит снижение потребительской уверенности.
PwC Неопределенность в развитии экономики (2 из 2) Тенденции, происходящие в экономике, в 2014 году будут оказывать существенное влияние на автомобильный рынок, особенно во втором полугодии: Снижение темпов роста ВВП и угроза стагнации экономики; Ослабление курса рубля и повышение цен на импортные товары; Темпы роста реальных доходов населения замедляются; Снижение уровня уверенности потребителей и замедление темпов роста розничных продаж; Увеличение оттока капитала и снижение объема инвестиции в экономику; Снижение доступности и удорожание кредитных ресурсов. 6 Показатель прогноз ВВП3,4%1,3%0,5% Инфляция6,6%6,2%5,8% Курс доллара к рублю (среднегодовой) 31,131,836,3 Реальные располагаемые доходы 4,4%3,3%0,6% Индекс потребительской уверенности -6%-7%н/д Приток / отток капитала, млрд. долл. США Основные показатели развития экономики* (изменение по сравнению с прошлым годом, если не указано иное) Источник: Министерство экономического развития РФ, Росстат, ЦБ РФ Согласно актуальным прогнозам МЭР, как один из вероятных сценариев рассматривается сценарий с замедлением темпов роста ВВП в 2014 году до 0,5%. Консенсус прогноз инвестиционных аналитиков: от -1% до +1%
PwC Вызовы зрелого рынка: по мере замедления роста авторынка условия для ведения дилерского бизнеса становятся более сложными Дилерский бизнес Банки -Более высокие, чем на развитых рынках, ставки по автокредитам -Сложности в привлечении кредитных средств дилерами Банки -Более высокие, чем на развитых рынках, ставки по автокредитам -Сложности в привлечении кредитных средств дилерами Авторынок -Замедление роста авторынка ведет к снижению рентабельности бизнеса -Насыщение авторынка в крупнейших автомобильных регионах Потребители -Растущие потребительские ожидания в отношении цены- качества -Более информированные потребители Автопроизводители -Ограниченное регулирование взаимоотношений дилера и производителя -Высокое влияние производителей на дилерский бизнес Конкуренты -Агрессивные дисконтные программы -Угроза строительства новых конкурирующих дилерских центров в непосредственной близости от существующих Государство -Сворачивание программ поддержки рынка -Необходимость совершенствования законодательства, инфраструктуры и снижения стоимости владения а/м 7
PwC Выработка стратегии (локальное лидерство, удержание доли рынка, консолидация рынка и др.), анализ эффекта от реализации данной стратегии (стоимости бизнеса), мониторинг альтернатив; Изменение акцента в бизнес-модели с приобретения новых клиентов на удержание имеющихся клиентов и повышение их лояльности; развитие направлений продаж а/м с пробегом, сервиса и дополнительных услуг; Более консервативное планирование продаж, инвестиционной программы и, соответственно, потребности в финансировании; Централизация управления, изменение системы мотивации и повышение производительности труда, автоматизация бизнес-процессов и, как следствие вышеперечисленного, снижение численности персонала; Внедрение инноваций (в т.ч. с использованием интернет-технологий, специальной подготовки персонала); Анализ возможностей для консолидация (сделок M&A) в соответствии со стратегией; Более тесное сотрудничество дилеров в рамках РОАД с целью координации действий, обмена информацией о ситуации на рынке и коммуникаций с другими участниками рынка. Возможности и перспективы: адаптация к ситуации и максимизация потенциала 8 Sources: Autostat, open sources, PwC estimates
PwC Прогноз развития рынка новых легковых автомобилей в России на 2014 год 9 Легковые а/м (без учета LCV) 2013 (факт)2014 (прогноз оптимистический)* 2014 (прогноз базовый) Российские автомобили (-6%)440 (-10%) Иномарки российского производства (+4%)1 270 (-3%) Импорт новых автомобилей (-12%)680 (-16%) Рынок в целом (-3%)2 390 (-8%) Учитывая замедление темпов роста экономики России, а также ослабление курса рубля, усилившееся в связи с ситуацией вокруг Крыма, и, как следствие, повышение цен на автомобили в 2014 г. следует ожидать сокращения продаж до -8%. * Прогноз от январе 2014 г.
PwC © 2013 PwC. Все права защищены. Спасибо за внимание! Настоящая презентация подготовлена исключительно для создания общего представления об обсуждаемом в ней предмете и не является профессиональной консультацией. Не рекомендуется действовать на основании информации, представленной в настоящей презентации, без предварительного обращения к профессиональным консультантам. Не предоставляется никаких гарантий, прямо выраженных или подразумеваемых, относительно точности и полноты информации, представленной в настоящей презентации. Если иное не предусмотрено законодательством РФ, компании сети PwC, их сотрудники и уполномоченные представители не несут никакой ответственности за любые последствия, возникшие в связи с чьими-либо действиями (бездействием), основанными на информации, содержащейся в настоящей презентации, или за принятие решений на основании информации, представленной в настоящей презентации. Сергей Литвиненко Старший менеджер автомобильной практики PwC