ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии и подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Гл.1.ст.1.2.п. 23. Индивидуальный учебный план- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Гл.1.ст.1.2.п. 27. п.28 Инклюзивное образование-это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Гл.1.ст.5.5.п. 27. п.1 В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) Создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Гл.1.Ст.8.1.п. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: Организация предоставления психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Гл.1.Ст.11. ФГОС и ФГТ обеспечивают: П.3. Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Ст.11п.6 В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или включаются в ФГОС специальные требования
Ст.25 Устав образовательной организации П.2. В Уставе образовательной организации должна содержаться следующая информация: Тип образовательной организации Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности.
Ст.27. Структура образовательной организации П.2. Образовательная организация может иметь в своей структуре…(….психологические и социально-психологические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию в ней обучающихся….)
Ст.34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования П.1.2. Обучающимся предоставляются академические права на: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
Ст.42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов РФ, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-пе6дагогической, медицинской и социальной помощи.
П.2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 1.Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей и пед.работников. 2.Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся. 3.Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий 4.Помощь обучающимся в профориентации, получение профессии и социальной адаптации. Псих-пед, мед. и соц. помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей
П.4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает: Помощь организациям, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам реализации основных образовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого- педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Ст.43 Обязанности и ответственности обучающихся. П.5 Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также обучающимся с ОВЗ ( с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)
Ст.44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей несовершеннолетних обучающихся Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения;…. Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. Присутствовать при обследовании детей в психолого-медико- педагогических комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Ст.48 Обязанности и ответственность педагогических работников Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и их состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Ст.54 Договор об образовании П.2 В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования. В том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образловательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности, форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Ст.55 Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. П.3 Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Ст.58 Промежуточная аттестация обучающихся Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Ст.60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении. П.13 Гос. Итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ. А также в иных формах, которые могут устанавливаться: Для обучающихся …. с ОВЗ, или для обучающихся детей- инвалидов….федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке П.13 Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Ст.79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. П.1 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. А для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения. Воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников. Учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и др.условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельностью. Отдельные организации, осуществляющие образоват. деятельность по адаптированным общеобразовательным программам создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и др. с ОВЗ.