К.Роджерс (1902-1987) Клиент-центрированная терапия. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Advertisements

Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Пастор А.Турецкий. Психологи говорят, что есть пять уровней отношений. Их легко выразить в том, как и о чем мы говорим с разными людьми. Первый уровень.
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Информационно-методический Центр « Ориентир». По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
MPH, заведующая психологической службой СГМУ Татьяна Низовцева.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Коучинг – это партнерское взаимодействие коуча и клиента, способствующее клиенту в достижении его цели.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
М.И. Махмутов указывал на пять уровней проблемности при осуществлении проблемного обучения. Первый уровень его характеризуется тем, что проблемная ситуация.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Возникновение эмоций и возможность контроля эмоциональных состояний человека Автор: Есипова Зося 9 «а» Руководитель: Шалимова Елена Георгиевна.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Я подросток !. ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я подвергаюсь воздействию могучих сил, как бы распирающих меня изнутри, в каком-то смысле, даже разрывающих меня на.
Транксрипт:

К.Роджерс ( ) Клиент-центрированная терапия. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они заботятся сами о себе. Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они ведут себя правильно. Если я удерживаюсь от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой... Лао Цзы

Биография. В детстве любимым занятием Карла Роджерса было чтение приключенческих романов. Герой одного из таких романов произвел на юного читателя сильное впечатление. Судьба самого Роджерса сложилась так, что во многом напоминает историю героя полузабытого романа. Он исколесил полсвета и сумел своими трудами оказать влияние на столь разнообразные отрасли человеческой деятельности, что сегодня по праву считается одним из выдающихся авторитетов в психологии XX в. Имя К. Роджерса часто упоминается в ряду других известных имен - Ф. Перлза, Ш. Бюлер, К. Хорни, Э. Фромма… В отличие от названных коллег, которых привели в Америку из Европы трагические потрясения XX в., Роджерс был стопроцентным американцем.Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры. Отец часто бывал в деловых разъездах, поэтому более близкие отношения сложились у него с матерью. Любимым занятием было чтение, которому он предавался часами. Однако если чтение Библии его родители - люди глубоко религиозные - поощряли, то к чтению художественной литературы относились неодобрительно, как к пустой трате времени. (Много позднее, уже став профессором, он порой ловил себя на безотчетном ощущении вины, которое возникало, когда кто-то заставал его читающим.) Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Кстати, в ту же школу ходил его сосед Эрнест Хемингуэй, а доктор Хемингуэй, отец Эрнеста, преподавал там естествознание. Способности Карла к чтению оказались столь впечатляющими, что с первого же урока он был отправлен во второй класс продемонстрировать навыки беглого и правильного чтения.

Биография. Биографические источники упоминают, что детство Карла прошло на ферме. Однако фермерство для Уолтера Роджерса, преуспевающего промышленника, было своего рода хобби. В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству. Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации (его старший брат Росс был одним из ее активистов). Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю. В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию. На конференции Карл впервые столкнулся с представителями разных государств и народов. Он вспоминает: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды. В основном я в первый раз освободился от религиозной веры моих родителей и понял, что дальше я не могу идти вместе с ними. Из-за расхождений во взглядах наши отношения стали напряженными и причиняли нам душевную боль, но, оглядываясь назад, я думаю, что именно тогда я стал независимым человеком».

Биография. Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии. Однако его взгляды в результате поездки на Восток претерпели серьезные изменения. «Со времени этой поездки мои цели, ценности, моя философия стали моими собственными, весьма отличными от тех взглядов, которых придерживались мои родители и которых я сам придерживался до этого времени». Все больше его внимание привлекала психология. Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. До Роджерса психотерапевты работали с пациентами, с больными. Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». А клиент - это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента. В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центрВ 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее полное отражение. В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Вискон-синском университете. Не приходится удивляться, что Роджерс оставил должность профессора. К преподаванию в университете (Сан-Диего, штат Калифорния) он ненадолго вернулся позднее, однако снова разошелся во мнениях с президентом университета относительно прав студентов. С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности (Ла Джолла, Калифорния). Здесь, без назойливой опеки администрации, он обрел покой и уверенность, много работал, писал. Еще в конце семидесятых Карл Роджерс говорил: «…В детстве я был болезненным ребенком, и отец как-то сказал, что я, наверное, умру молодым. В известном смысле он ошибся: ведь мне уже семьдесят пять. Но в каком-то смысле я готов признать его правоту. Я чувствую себя молодым и надеюсь никогда не стать стариком. Я и правда умру молодым…»

Философия и концепции Эти способности и эта склонность будут реализованы во взаимоотношениях, обладающих характерными особенностями терапевтических отношений. Тенденция к адаптации есть не что иное, как тенденция к самоактуализации. Психотерапия, таким образом, служит высвобождению уже существующих у индивида способностей. С философской точки зрения, индивид обладает способностью руководить собой, регулировать и контролировать себя, при существовании некоторых вполне определенных условий. Только в отсутствии этих условий, то есть далеко не всегда, возникает необходимость осуществлять внешний контроль. Если человеку предоставлены разумные условия для роста, он станет конструктивно развивать свой потенциал, подобно тому как из семян вырастают плоды. Общепринятая концепция гласит, что люди по природе своей отличаются иррациональностью, низкой социализацией, деструктивностью в отношении себя и других. С позиции клиент-центрированного подхода люди, напротив, по сути своей рациональны, социализированы, устремлены вперед и реалистичны. Антисоциальные эмоции, в частности ревность, враждебность и т. п., существуют и в полной мере проявляются в терапии, однако это не спонтанные импульсы, которые следует контролировать.. Напротив, они являются реакциями на фрустрацию базовых влечений к любви, принадлежности, безопасности и т. д. Люди в основе своей готовы к сотрудничеству, конструктивны, достойны доверия, при отсутствии защитной реакции ведут себя позитивно, устремлены вперед. Следовательно, нет необходимости контролировать агрессивные, антисоциальные импульсы; потребности саморегулируются, уравновешивая друг друга. Потребность в любви или дружеском общении, например, уравновесит агрессивную реакцию или выраженную потребность в сексуальном общении, а также любые потребности, способные помешать удовлетворению других людей. Как индивиды, люди обладают способностью к переживанию путем осознавания факторов психологической дезадаптации, а также обладают способностью и склонностью перемещаться от состояния дезадаптации к состоянию психологической адаптации.

Теория полностью функционирующей личности Каждый человек обладает врожденной склонностью к самоактуализации. Каждый имеет склонность и способность точно осознавать переживания. Индивид испытывает потребность в позитивном отношении со стороны других и в позитивном самоуважении. Когда эти потребности удовлетворены, наиболее полно реализуются склонности к актуализации своего организма и точному осознаванию переживаний. Когда эти условия максимально соблюдены, человек становится полностью функционирующим. Полное функционирование является синонимом оптимальной психологической адаптации, оптимальной психологической зрелости, полной конгруэнтности, полной открытости переживаниям и полной экзистенциональности. Это задача, или конечная цель, оптимальной психотерапии. «Я уверен, что самоактуализация – это могучая созидательная тенденция, благодаря которой сформировалась наша Вселенная: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, здесь мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».

Теория полностью функционирующей личности Можно выделить характеристики, или аспекты полного функционирования человека. 1.Открытость переживаниям. Пользуясь позитивным отношением со стороны других и позитивным самоуважением, полностью функционирующая личность свободна от угрозы и, следовательно, свободна от необходимости защищаться. Человек открыт всем своим переживаниям, раздражители принимаются и обрабатываются в нервной системе без избирательности или искажения. 2.Экзистенциальный образ жизни. Открытость переживаниям означает наличие в каждый момент жизни новизны, поскольку сочетание внешних и внутренних раздражителей всякий раз уникально. Наблюдается поток переживаний, в которых проявляется "Я" и личность; поскольку каждое переживание отличается новизной, человек не может заранее предсказать свои действия. Жизнь характеризуется гибкостью и приспособляемостью, а не ригидностью. Личность и "Я" индивида пребывают в постоянном движении; открытость переживаниям является наиболее стабильной личностной характеристикой. 3.Организм как верный ориентир к доставляющему удовлетворение поведению. Полностью функционирующая личность делает то, что "представляется ей правильным", и обнаруживает, что это адекватное или удовлетворяющее поведение. Эти характеристики полностью функционирующей личности имеют прямое отношение к ценностям и процессу оценивания. 4.Эмпирическая свобода. Человек делает свободный выбор, единственный кто отвечает за его действия и последствия- он сам. 5.Креативность. Способность творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения, они являются членами общества а не его пленниками.

Основные положения теории. КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ / ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения. 1.Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности. 2.Глубокое понимание чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых в своем опыте, требует от партнера а общении всей сензитивности, на которую он только способен. 3.Дружеское общение в ходе поиска самого себя. 4.Доверие к «мудрости организма», ведущей к ядру проблем. 5.Помощь клиенту в том, чтобы он полно ощутил свои чувства. Указание на все эти моменты, возможно, прояснит то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Чтобы сделать этот процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента..

Представления о процессе психотерапии На основании прослушивания многочисленных терапевтических интервью были сделаны краткие заключения о ходе терапевтического процесса. Выделены семь этапов процесса. Первый этап. На первом этапе отмечается нежелание выражать себя. Общение происходит только на внешние темы. Чувства и личностные смыслы не сознаются и не присваиваются... Близкие, доброжелательные взаимоотношения воспринимаются как опасные. На этом этапе проблемы не признаются и не воспринимаются. Желание изменения отсутствует. На этом этапе добровольно за помощью не обращаются.. Второй этап. Киент не берет личной ответственности. Чувства могут проявляться, однако они не признаются и не присваиваются. Переживания касаются прошлого. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов и не признаются противоречия. Клиенты на этом этапе могут добровольно прийти для терапии, однако они часто завершают ее досрочно или не достигают успехов. Третий этап. На третьем этапе продолжается ослабление (с более свободным выражением себя) Я-переживаний как объектов, а также "своего "Я" как отраженного объекта, существующего преимущественно в других. Выражаются прошлые чувства и личностные смыслы, обычно негативные, без их принятия. Дифференциация чувств не столь глобальна, признаются противоречия в переживаниях. Многие клиенты приступают к терапии на этом этапе..

Представления о процессе психотерапии Четвертый этап. Принятие, понимание и эмпатия на третьем этапе позволяют клиенту перейти на четвертый этап, выражаются более интенсивные чувства, хотя и не текущие, а также некоторые сиюминутные чувства и переживания, однако с некоторой сдержанностью, страхом или недоверием. В определенной степени проявляется принятие чувств. Происходит ослабление представлений о переживании. Дифференциация чувств усиливается, возникает интерес к противоречиям. Появляется чувство собственной ответственности за проблемы. Отношения с психотерапевтом начинают формироваться на основе чувств. Пятый этап. Текущие чувства выражаются свободно, однако с удивлением и страхом. Они приближаются к полному переживанию, хотя страх, недоверие и недопонимание по-прежнему сохраняются. Я-чувства все больше присваиваются и принимаются. Переживание ослаблено и касается текущих событий, противоречия четко сознаются. Принимается ответственность за проблемы. На этом этапе клиент довольно близок к своему организмическому существу, к потоку собственных чувств. Шестой этап. Шестой этап отличается драматичностью. Чувства переживаются непосредственно во всей своей полноте. Само переживание и сопровождающие его чувства принимаются без страха, отрицания или сопротивления. Переживание проживается, а не ощущается. Исчезает "Я" как объект. Неконгруэнтность становится конгруэнтностью. На этом этапе более не существует "проблем", внешних или внутренних. Клиент субъективно переживает этап своей проблемы. Проблема перестает быть объектом.Появляются физиологические ослабления и расслабления, слезы, вздохи, мышечная релаксация, а также, как предполагают, улучшение кровообращения и прохождения нервных импульсов. Этот этап чрезвычайно важен и, по-видимому, необратим. Седьмой этап. На седьмом этапе клиент продолжает самостоятельное движение; данный этап может происходить вне терапевтической сессии и быть на ней обсужден. Клиент испытывает новые чувства в момент их возникновения во всем богатстве, использует их для формирования представлений о себе, своих желаниях и установках. Меняющиеся чувства принимаются и присваиваются. Этот этап, которого достигает сравнительно небольшое число клиентов, характеризуется открытостью переживаниям, что ведет к появлению качества движения, изменения. Внутренняя и внешняя коммуникация протекает свободно. Подводя итоги, можно сказать, что данный процесс включает: - ослабление чувствования; - изменение стиля переживания; - переход от неконгруэнтности к конгруэнтности; - изменение манеры и степени, в которой индивид желает и способен выразить себя в благоприятной обстановке; - ослабление когнитивных схем переживания; - изменение отношения человека к своим проблемам; - изменение манеры общения.

Проведение терапии. Сам процесс психотерапии рассматривается с точки зрения клиента, с учетом его восприятия и происходящих в нем изменений, аспекты техник или их применения - это процесс с точки зрения позиции психотерапевта, с учетом поведения психотерапевта и его участия в отношениях. Таким образом, терапевтический процесс можно определить как личностный рост клиента, как особенности взаимоотношений помощи или как необходимые и достаточные условия терапевтических личностных изменений, создаваемые психотерапевтом. В клиент-центрированной терапии мир терапевта менее всего вторгается в клиента. Следовательно, клиент может оценить реальность и природу своего субъективного мира быстрее, чем в том случае, когда клиенту необходимо бороться с точкой зрения терапевта.Следует различать механизм как источник психотерапевтического изменения клиента (и с этой точки зрения самоактуализирующая тенденция является таким механизмом изменения) и механизм как конкретный процесс, происходящий в клиенте. В отрыве от конкретной личности клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специфически роджерианские процессуальные механизмы изменения. Это может быть и когнитивное переструктурирование, и диссоциация эмоций от когнитивной сферы, и расширение сознания, и т. п. Задача клиент-центрированного терапевта состоит в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента.

Проведение терапии. Выбор же того, что будет делать клиент в терапии, остается за ним, и с этой точки зрения вполне нормальна ситуация, когда клиент лишь выговаривается перед терапевтом «выпускает пар», задействуя механизм катарсиса. Таким образом, специфический психотерапевтический механизм не задается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками. Техники, таким образом, служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения, понимания, способами сообщить клиенту, что психотерапевт пытается создать внутреннюю систему координат за счет совместного с клиентом мышления, чувствования и исследования. Существует ряд способов установления и поддержания терапевтических отношений. Техники не могут использоваться осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность психотерапевта. Терапевтические отношения. Отношения психотерапевта с клиентом основаны не на интеллектуальных построениях. Психотерапевт не может помочь клиенту своими знаниями. Разъяснение клиенту особенностей его личности и поведения, предписание тех или иных действий не дают стойких эффектов. Отношения, способные помочь клиенту, позволяющие ему открыть в себе способность к изменению и росту, не имеют когнитивных, интеллектуальных аспектов.

Проведение терапии. Психотерапевтические отношения обладают или должны обладать рядом характеристик: 1.Принятие. Психотерапевту следует принимать клиента как человека, таким, каков он есть, с его конфликтами и противоречиями, дурными и хорошими сторонами, это позитивное отношение к клиенту как к ценной личности. Сюда также включается симпатия и теплота по отношению к нему. В отношении терапевта к клиенту не содержится оценки, позитивной или негативной. Психотерапевт выражает безусловное позитивное отношение к клиенту. «Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой» 2.Конгруэнтность. Идеального психотерапевта отличает конгруэнтность в терапевтических отношениях. Психотерапевт ведет себя последовательно, это личность интегрированная, целостная; отсутствуют противоречия между тем, каков психотерапевт, и его словами. Он осознает и принимает собственный чувства, готов выразить эти чувства и установки словами или поведением, когда наступит подходящий момент. Психотерапевт - реальная, истинная личность; он не играет роль. 3.Понимание. Понимание означает, что психотерапевт испытывает точное, эмпатическое понимание мира клиента, рассматриваемого изнутри. Ощущать личный мир клиента, как если бы это был свой собственный, но без утраты "как если бы" - это и есть эмпатия, имеющая существенное значение для терапии". Такое понимание позволяет клиенту свободно и глубоко себя исследовать, составить о себе всестороннее представление. Это понимание не предполагает внешнего диагноза или оценки. Желание психотерапевта понять ощущается клиентом как понимание, что позволяет клиенту делать успехи. 4.Сообщение принятия, конгруэнтности и понимания. Психотерапевту нет смысла быть принимающим, конгруэнтным и понимающим, если клиент не воспринимает его таковым. Таким образом, необходимо, чтобы принятие, конгруэнтность и понимание были сообщены клиенту. Психотерапевт, обладающий этими установками или характеристиками, выразит их естественно и спонтанно различными способами, вербально и невербально. Способы выражения можно считать техниками в узком смысле слова. Такие техники не являются искусственными, насильственными или выученными, это истинное и спонтанное выражение установок психотерапевта.

Проведение терапии. Психотерапевтические отношения обладают или должны обладать рядом характеристик: 5.Отношения, дающие результат. Если психотерапевт обладает описанными выше особенностями и установками хотя бы в минимальной степени и если их удается сообщить клиенту, развивающиеся отношения переживаются клиентом как безопасные, лишенные угрозы, поддерживающие, но не как подпорка. Психотерапевт воспринимается как заслуживающий доверия и последовательный в своем поведении. Это отношения, благоприятные для возникновения изменений. "Итак, что же представляет собой процесс консультирования и терапии? Я говорил об этом объективно, опираясь на имеющиеся факты, фактически составил приблизительное уравнение, куда можно хотя бы в порядке рабочей гипотезы включить некоторые термины. Позвольте мне, однако, попытаться подойти к этому изнутри, не игнорируя фактических сведений, представить данное уравнение в субъективной трактовке психотерапевта и клиента. Продолжительность и область применения. Продолжительность. Сессии обычно назначаются раз в неделю, хотя они могут быть более или менее частыми. Продолжительность терапии определяет клиент. Ближе к концу терапии сессии могут проводиться реже, раз в две недели, например. Область применения. Принято считать, что клиент- центрированная терапия подходит только клиентам, имеющим уровень интеллекта выше среднего, в частности студентам колледжей или людям с относительно простыми проблемами. Вместе с тем метод хорошо зарекомендовал себя при работе с разными клиентами, имеющими широкий спектр проблем, включая пациентов психиатрических.

Примеры из практики К. Меня беспокоит один вопрос, и я спешу задать его, потому что это чувство может возникнуть в любой момент: иногда мне не хочется ничего делать. Возникает ощущение довольства собой. И опять же Q-техника. Как-то раз я вышла отсюда, и у меня внезапно возникла мысль: "Я не лишена привлекательности"; честно говоря, я сама была ошеломлена, но именно так все и было... это вызвало во мне беспокойство, которое не оставляет меня и сейчас. Всего лишь ощущение довольства, ничего особенного, просто... довольство, да и все. Все скромно и благопристойно. Но это меня обеспокоило. И хотя я редко запоминаю то, что здесь говорю, но мне хотелось бы знать, почему я в этом уверена и почему меня задевает, когда я подозреваю... в себе чувство, которое возникает у меня, когда кто-то говорит ребенку: "Не плачь". Я хочу сказать, что всегда была уверена в неправильности таких слов; если он обижен, ему плохо, пусть поплачет. А теперь еще это мое ощущение довольства. Я недавно ощутила, что это... почти то же самое. Это... Мы ведь не возражаем, когда дети довольны собой. Это... наверное, не напрасно. Возможно, именно так люди и должны себя чувствовать. Т. Вы были склонны ругать себя за это свое чувство, а теперь, когда вы обдумали все как следует, возможно, вы представили себе обе стороны медали. Если ребенок хочет плакать, почему бы ему этого не позволить? А если он хочет быть довольным собой, разве не имеет он на это законного права? Что касается связей между этими чувствами, лично я вижу в этом вашу оценку себя, которую вы переживаете заново. К. Да, да. Т. "Я действительно одаренный и интересный человек".

Примеры из практики К. Что-то вроде того. А еще я говорю себе: "Наше общество грубо с нами обращается, и мы его потеряли". Я продолжаю возвращаться к своим чувствам в отношении детей. Возможно, они богаче нас. Возможно, мы... мы что-то потеряли в процессе роста. Т. Вполне возможно, что они мудры тем, что мы утратили. К. Правильно. Мое время вышло. Обнаружение позитивного ядра личности К. Я ужасно довольна, что захотела говорить о себе. Я хочу сказать, это нечто очень личное, о чем обычно не говорят. Теперь-то я понимаю свое чувство, точнее легкое предчувствие. Это... словно я попросту отвергла, понимаете, все нормы западной цивилизации. И я хотела знать, права ли я, в правильном ли направлении я шла и иду сейчас, и конечно понять, правильно ли я действую. Таким образом, конфликт был неизбежен. Теперь же я чувствую себя хорошо, да, именно так я себя и чувствую. Я имею в виду, что... мой так называемый недостаток ненависти - чувство очень реальное. Оно затрагивает все мои действия, я верю... я думаю, что это правильно. Я говорю себе, понимаете, что меня с детства били по голове предрассудками и запретами, ложными доктринами, законами и наукой, холодильниками и атомными бомбами. Но им не удалось меня купить, понимаете, не удалось. Мне кажется, я просто не поддалась... я так это понимаю. Т. В настоящее время вы чувствуете, что осознавали оказываемое на вас культурное давление, не всегда, но "всего этого в моей жизни было много, а теперь я глубже погружаюсь в себя, чтобы узнать свои реальные чувства". Складывается впечатление, словно что-то отделяет вас от вашей культуры, это вас немного пугает, но в целом это хорошо. Так ли это?.. К. Да. Теперь у меня есть чувство, что все действительно хорошо... Но есть и что-то другое - это чувство начинает расти, я бы сказала, оно практически оформилось. Это своего рода вывод о том, что я собираюсь прекратить искать всякие ужасы. Пока не знаю почему. Однако я хочу сказать... это нечто подобное. Словно я говорю себе, в свете того, что я знаю, что я для себя открыла... я вполне уверена, что победила страх, я настроена позитивно и не боюсь потрясений... более того, как мне кажется, я даже их приветствую. Но... учитывая места, где я побывала, то, что узнала здесь, необходимо принимать в расчет и то, чего я не знаю вероятно, это один из моих главных выводов на текущий момент. Понимаете? А теперь без всякого, так сказать, желания извинить себя, я утверждаю, что не могу сейчас найти ничего плохого. Т. Правильно ли я вас понял? Вы погружаетесь в себя все глубже и глубже и, размышляя над своими открытиями и новыми знаниями, все тверже убеждаетесь в том, что, как бы глубоко вы ни забрались, вы не найдете ужасных и грязных вещей. Открытия ваши будут совсем иными. К. Да, что-то вроде того.

Примеры из практики Открытость переживанию К. Мне представляется, что невозможно объяснить все ощущаемые изменения. Но недавно я ощутил, что стал объективнее относиться к своему физическому состоянию. Я не ожидаю от себя слишком многого. Вот в чем это проявляется: раньше после ужина я пытался бороться с усталостью. Теперь же я уверен, что действительно устал - что я не делаю себя усталым - просто мое физиологическое состояние сейчас не на высоте. Раньше я постоянно ругал себя за усталость. Т. Итак, вы позволили себе быть усталым, вместо того, чтобы себя за это ругать. К. Да, раньше я считал, что не имею права уставать. Причем я не просто перестал бороться с усталостью, у меня возникло реальное ощущение необходимости замедлить темп жизни, поскольку усталость - это не порок. Мне кажется, я нашел ответ на вопрос, почему я вел себя так, как мой отец, и имел те же взгляды на некоторые вещи. Например, я болен и сообщаю ему об этом, он вроде бы хочет мне помочь, но одновременно подразумевает. "Боже, еще одна напасть". Понимаете, нечто подобное. Т. Словно в физическом заболевании есть нечто, вызывающее раздражение. К. Да, я уверен, что мой отец с таким же пренебрежением относился к собственной физиологии, как и я. Прошлым летом я повредил спину, я даже слышал хруст. Вначале возникла резкая боль, действительно очень острая. Я обратился к врачу, а он сказал, что нет ничего серьезного, все пройдет само собой, если сильно не наклоняться. Прошло несколько месяцев... и недавно я заметил, что... боль нисколько не уменьшилась, и в этом нет моей вины. Т. Это вовсе не характеризует вас плохо.... К. Нет - и одной из причин моей утомляемости, возможно, является постоянное напряжение, поэтому... Я уже договорился о встрече с врачом из больницы, он обещал меня осмотреть, провести рентгеновское и другие исследования. Вы можете сказать, что я слишком восприимчив к такого рода вещам... Но это действительно глубокое изменение, как я сказал, и, конечно, мои отношения с женой и обоими детьми... они стали неузнаваемы, я хочу сказать... нет ничего более прекрасного, чем настоящее, искреннее... чувство любви к собственным детям и ощущение их ответной любви. Не знаю, как это выразить. Мы все стали уважительно относиться к Джуди и заметили, поскольку сами в этом участвовали, значительные перемены, которые с ней произошли... Действительно очень глубокие перемены. Т. Как мне кажется, вы имеете в виду, что теперь внимательнее прислушиваетесь к себе. Если ваш организм говорит, что устал, вы ему верите, вместо того чтобы ругать; вы также со вниманием относитесь к появлению боли; вы способны не только ощутить любовь к жене и детям, но дать им ее почувствовать, что приводит к определенным переменам и в них.

Примеры из практики Внутренний локус оценки К. Ну, меня волнует, что я скольжу по поверхности вещей, не имею над ними власти, не могу докопаться до их сути. Т. Возможно, вам достаточно будет взять по щепотке тут и там, вместо того чтобы копать глубоко. К. Гм. Вот я и говорю... (медленно и задумчиво) если основываться на этом, все действительно зависит от меня самого. Я хочу сказать, мне теперь ясно, что я не могу рассчитывать на то, что кто-то другой меня научит. (Очень тихо.) Мне действительно придется добывать знания самостоятельно. Т. Действительно, все становится на свои места: единственным человеком, способным вас научить, являетесь вы сами. К. Гм (длинная пауза, во время которой она сидит, размышляя). У меня имеются все признаки испуга. (Тихо посмеивается.) Т. Испуг: вы хотите сказать, что это ужасно? К. Гм (очень продолжительная пауза - очевидно, происходит внутренняя борьба). Т. Не хотели бы вы пояснить, что вы имеете в виду? Что говорит о вашем испуге? К. (смеется) Я... не уверена, что смогу точно описать. Мне представляется... ну что моя позиция очень уязвима, но я еще не произнесла никаких слов, а мое чувство словно улетучилось. Как будто... я его отпустила. Т. Вряд ли это была часть вас. К. Я ощущаю удивление. Т. Как в анекдоте, "боже мой, неужели я это сказал?" (Оба смеются.) К. На самом деле не думаю, чтобы такое чувство возникало у меня раньше. Я... ах, мне кажется, что то, о чем я говорю, действительно является частью меня (пауза). Или же (в недоумении) я ощущаю силу, и однако...понимаю, что это такой вид страха, испуга. Т. Таким образом, вы хотите сказать, что произнесение подобных утверждений дает вам ощущение силы и одновременно заставляет почувствовать страх, так ли это? К. Гм. Я это чувствую. Например, я сейчас ощущаю внутри себя - что-то вроде прилива, проявления энергии, силы. Словно это нечто действительно большое и мощное. Вместе с тем это почти физическое ощущение одиночества, лишения... поддержки, которую я имела. Т. Вы чувствуете, что это нечто глубокое и сильное, пульсирующая сила, и в то же время, вы ощущаете, что лишаете себя всякой поддержки, когда говорите это. К. Гм. Возможно, это... не знаю... это нарушение какого-то стереотипа, который меня поддерживал. Т. Видимо, это нарушает достаточно значимый стереотип. К. Гм (Пауза, затем осторожно, но с убеждением.) Я думаю... у меня есть чувство, что я приступаю к выполнению большего числа дел, чем мне по силам... Слишком много накопилось дел. Складывается впечатление, что мне предстоит поработать над многими сферами своей жизни, выработать новые линии поведения; вероятно, мне удастся хотя бы в чем-то преуспеть.»

Заключение Клиент-центрированная терапия исходит из того, что люди разумны, социализированы, конструктивны и устремлены вперед, а каждый человек обладает потенциалом к росту и самоактуализации. Психотерапия освобождает потенциал и возможности индивида. Психотерапия Дезадаптированный или страдающий расстройством человек характеризуется неконгруэнтностью между собственным "Я" и переживаниями, которые являются угрожающими. Такой индивид склонен к защитной реакции, отрицанию или искажению переживаний, которые не согласуются с Я-концепцией. Психотерапия предлагает отношения, в которых неконгруэнтные переживания могут быть распознаны, выражены, дифференцированы. Человек становится более конгруэнтным, менее склонным к защите, более реалистичным и объективным в своем восприятии, более эффективным в решении проблем и более терпимым к другим людям - говоря коротко, психологическая адаптация индивида приближается к оптимуму. Психотерапия

Список литературы 1.Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия.-СПБ.:Питер с. 2.Калинина Н.Ф. Психотерапия.- К.: изд. Академ-издав, с. 3. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия.- М.: Ваклер, с. 4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- 3-изд.- СПБ.: Питер, с. 5. Роджерс К. Взгляды на психотерапию. Становление человека.- М.: Прогресс, с. 6.Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Изд. Института психотерапии, Роджерс К. О групповой психотерапии. Пер. с анг.-М, Интернет ресурсы. Спасибо за внимание!.