Лекция 3 ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИКИ
1. Образование как ценность и социокультурный феномен: А) ценность образования для государства Б) ценность образования для общества В) ценность образования для отдельного человека 2. Образовательная система России. 3. Непрерывное образование и самообразование.
1. Образование как ценность и социокультурный феномен: А) ценность образования для государства
Термин «образование » восходит к понятиям «образ», «образец» (внешний вид, облик кого-л., чего-л.).
Образование первоначально понималось как процесс и результат становления нового явления, качества, как формирование чего-либо по заданному образцу
С периода Средневековья термин «образование» стал обозначать процесс и результат педагогической деятельности.
означает целенаправленное изменение (развитие) через обучение и воспитание.
приобщение индивида к достижениям цивилизации, трансляция ее культурного достояния.
образование как ценность- значимость в жизни государства; образование как система – сеть образовательных учреждений; образование как процесс – обучение и воспитание личности (образовательный процесс); образование как результат - система знаний, навыков и умений человека.
Первый аспект - образование как ценность
Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства зависит от состояния образования.
- Экономическая функция: формирует работников производства; - укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); - инновации и научно-технический прогресс; - воспроизводство государственной идеологии
Образование для государства воспроизводит человеческий капитал
любое государство заинтересовано в развитии образования, в придании этой сфере приоритетной государственной значимости.
- государственное бюджетное финансирование; - реформы образования; - развитие рынка образовательных услуг; - система контроля за образованием.
Самое качественное школьное образование предоставляет детям Финляндия и Япония. Лидирующие позиции по количеству лучших университетов занимают Соединенные Штаты и Великобритания.
Б) ценность образования для общества
Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.
- социальная селекция: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их образованием; - трансляция и распространение культуры в обществе; - нравственный прогресс людей.
Оно меняется в зависимости от потребностей общества и носит исторический характер.
- демократизация (доступность) - гуманитаризация - глобализация - дифференциация - фундаментализация - информатизация - гуманизация
В) ценность образования для отдельного человека
индивидуальное мотивированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству
- Терминальная ценность образования («образование для образования») - Инструментальная ценность образования («образование как инструмент для чего- либо»)
А) Личностно-развивающее значение учения, потребность в развитии мировоззрения и др. мотивы саморазвития; Б) познавательный интерес к получению знаний
а. мотивы самоопределения (чтобы получить профессию) б. мотивы самоутверждения в.экономический мотив г. социальный д. мотивы, отражающие ситуативное отношение к учебе, решение личностных проблем
2. Образовательная система России
- преемственных образовательных программ; - сети реализующих их образовательных учреждений; - органов управления образованием
В российском образовании традиционно выделяют три большие подсистемы: - допрофессиональное (общее)образование; - профессиональное образование; - дополнительное образование.
1. Очное обучение. 2. Очно-заочное (вечернее) обучение 3. Заочное обучение 4. Экстернат 5. Дистанционное обучение
3. Непрерывное образование и самообразование
переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».
1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании); 2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации); 3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).
можно выделить институционализированные и неинституционализированные формы непрерывного образования
Институционализированные формы непрерывного образования это формы, которые осуществляются в рамках действующих образовательных учреждений
В народном университете «Третьего возраста» Ставропольской краевой организации общества «Знание» России состоялось торжественное собрание, посвященное началу нового, уже 12-го по счету учебного года.
неинституционализированные формы образования связаны с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации (самообразование)
Профессиональное психологическое (имидж, общение, влияния, лидерские качества и др.) правовое эстетическое (гуманитарное) историческое иностранные языки политическое информационно-компьютерные технологии охрана здоровья интересы и хобби
Телевидение Газеты, журналы Литература Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Мастер-классы Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации Путешествия