Психолого – социальные причины выбора театральной деятельности в качестве хобби
Объект исследования: Личностные качества людей занимающихся в непрофессиональном театре
Предмет исследования: Конкретизация качеств личности людей, выбравших театральную деятельность в качестве хобби
Цель исследования: Психолого-социальные причины выбора в качестве хобби театральной деятельности
В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе решались следующие задачи: 1) Теоретические основы психолого-социальных причин выбора театральной деятельности в качестве хобби. 2) Выявить личностные качества людей, занимающихся в непрофессиональном театре. 3) Провести математико-статистическую обработку полученных результатов. 4) Составить психологический портрет человека, выбравшего театральную деятельность в качестве хобби. 5) Выработать рекомендации для людей, выбравших в качестве хобби или профессии театральную деятельность.
Гипотеза исследования: Определенный набор индивидуально- личностных качеств является предпосылкой для выбора театральной деятельности в качестве хобби.
Методы исследования: 1. Наблюдение и беседа. 2. Анкетирование. 3. Тестирование. 4. Математико-статистическая обработка результатов исследования.
Новизна работы заключается: 1) В разработке инструментария и проведении исследования психолого- социальных особенностей людей, выбравших театральную деятельность в качестве хобби. 2) В выявлении в процессе эмпирического анализа закономерностей психолого- социальных качеств людей, выбравших театральную деятельность в качестве хобби.
Практическая значимость: предложенные упражнения помогут в работе режиссёра с актёрами для развития творческих способностей и навыков, а также в работе психолога на тренингах повышения самооценки, личностного роста, развития коммуникации, креативности.
Эмпирическое исследование психолого- социальных причин выбора в качестве хобби театральной деятельности База исследования: Муниципальное Учреждение Культуры. В исследовании принимали участие 40 человек, средний возраст 19,5 лет. Экспериментальная группа: 20 человек занимающихся в Молодёжном любительском театре. Контрольная группа: 20 человек выбравшие в качестве хобби рукоделие. Исследование проводилось с по
Результаты анкетирования Структура ответов на вопрос: «Как долго Вы уже играете в театре?»
Структура ответов на вопрос: «Что Вас привело в театр?»
Структура ответов на вопрос: «В спектаклях, какого жанра Вам доставляет наибольшее удовольствие играть?»
Структура ответов на вопрос: «Какие чувства возникают у Вас перед выходом на сцену?»
Структура ответов на вопрос: «Какое Ваше качество, свойство, проявляется на сцене в большей степени?»
Структура ответов на вопрос: «Что изменилось в Вас, когда Вы стали играть в театре?»
Структура ответов на вопрос: «Что для Вас театр?»
Структура ответов на вопрос: «Что думают Ваши близкие о ваших занятиях в театре?»
Структура ответов на вопрос: «Как Вы думаете, почему люди выбирают театр, в качестве хобби?»
Структура ответов на вопрос: «Хотели бы Вы связать с театром свою дальнейшую жизнь?»
Результаты проведения тестовых методик Результаты диагностики групп по выявлению темперамента (Г. Айзенка) Тип темперамента Экспериментальная группа Контрольная группа Холерик17 человек – 85%0 Сангвиник2 человека – 10% Меланхолик1 человек – 5%2 человека – 10% Флегматик013 человек – 65%
Результаты диагностики групп по исследованию акцентуации характера (Леонгарда-Шмишека) Акцентуация характера Экспериментальная группа Контрольная группа Демонстративность17 человек – 85%0 Застревание2 человека – 10%6 человек – 30% Педантичность05 человек – 25% Возбудимость5 человек – 25%1 человек - 5% Гипертимность12 человек – 60%3 человека – 15% Дистимность07 человек – 35% Тревожность1 человек – 5%5 человек – 25% Экзальтированность15 человек – 75%6 человек – 30% Эмотивность10 человек – 50%0 Циклотимность10 человек – 50%5 человек – 25 %
Результаты диагностики групп по 16-ти факторному опроснику Кеттелла ФакторЭкспериментальная группаКонтрольная группа Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель А:«общительность»50%20%30%20%30%70% C:«эмоциональная нестабильность» 50%30%20% 30%50% F:« экспрессивность»10%090%70%10%20% Н: «смелость»20% 60%70%20%10% О: «тревожность»20%30%50% 30%20% F2:« интроверсия»10%20%70%75%20%5% F3:«чувствительность»60%30%10%15%70%15%
Результаты диагностики групп по методике: способность к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна). Уровень эмпатии Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий15 человек – 75%0 Средний5 человек – 25%6 человек – 30% Низкий014 человек – 70%
Корреляционный анализ эмпирических показателей Был проведен математико-статистический анализ полученных результатов с помощью параметрической корреляции Пирсона, позволяющей выявить взаимозависимости между полученными эмпирическими показателями. ПоказателиЗначение параметра хи-квадрат критерий, показывающий разницу между двумя группами Эмпатия0,3442 Общительность0,3602 Эмоциональная нестабильность0,4409 Экспрессивность0,4224 Смелость0,4488 Тревожность0,3512 Интроверсия0,4399 Чувствительность0,4781
В результате математико-статистической обработки результатов, можно утверждать, что существуют достоверные различия: а) по параметру «Эмпатия» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,05. б) по параметру «Общительность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. в) по параметру «Эмоциональная нестабильность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. г) по параметру «Экспрессивность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,05. д) по параметру «Смелость» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. е) по параметру «Тревожность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02 ж) по параметру «Интроверсия» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02 з) по параметру «Чувствительность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,001 В результате математико-статистической обработки результатов, можно утверждать, что существуют достоверные различия: а) по параметру «Эмпатия» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,05. б) по параметру «Общительность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. в) по параметру «Эмоциональная нестабильность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. г) по параметру «Экспрессивность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,05. д) по параметру «Смелость» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02. е) по параметру «Тревожность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02 ж) по параметру «Интроверсия» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,02 з) по параметру «Чувствительность» в экспериментальной и контрольной группах, с вероятностью допустимой ошибки 0,001
Выводы На основании проведенных эмпирических исследований можно сделать следующие выводы: 1.Результаты анкетирования дают возможность выявить некоторые закономерности в ответах: а) Все испытуемые занимаются театральной деятельностью более года. б) 60% испытуемых желают быть в центре внимания в) Жанр комедия выбрали 55 %, трагедия 40 %. г) Перед выходом на сцену радостное предвкушение испытывают 40%, волнение 30%. д) На сцене в большей степени проявляется эмоциональность 60%. е) На вопрос: « Что изменилось в Вас, когда Вы стали играть в театре? » опрошенные ответили: « Научился(ась) справляться с депрессией », преодолевать стресс » 40%, « Появилась уверенность в себе, повысилась самооценка » 30%. ж) На вопрос « Что для Вас театр? » опрошенные ответили: « Активный отдых » 25%, « Место, где я могу реализовать свой творческий потенциал, набраться опыта, для дальнейшей профессиональной деятельности » 25%, « Избавление от негативных эмоций » 25%, « Возможность выделиться из « серой массы » общества » 20%, « Место, где я чувствую себя нужным(ой) « 15%. з) На вопрос « Что думают Ваши близкие о ваших занятиях в театре? » опрошенные ответили: « Гордятся мной » 70%. и) Люди выбирают театр в качестве хобби, потому что, театр помогает реализации одной из потребностей человека саморазвитию 40%, театр это хорошее место для тех, кто собирается связать свою дальнейшую жизнь с театральной деятельностью, у них есть возможность для развития творческого потенциала 40%. к) 70% хотят связать свою профессиональную деятельность с театром, 20% хотят оставить театр в качестве хобби. На основании проведенных эмпирических исследований можно сделать следующие выводы: 1.Результаты анкетирования дают возможность выявить некоторые закономерности в ответах: а) Все испытуемые занимаются театральной деятельностью более года. б) 60% испытуемых желают быть в центре внимания в) Жанр комедия выбрали 55 %, трагедия 40 %. г) Перед выходом на сцену радостное предвкушение испытывают 40%, волнение 30%. д) На сцене в большей степени проявляется эмоциональность 60%. е) На вопрос: « Что изменилось в Вас, когда Вы стали играть в театре? » опрошенные ответили: « Научился(ась) справляться с депрессией », преодолевать стресс » 40%, « Появилась уверенность в себе, повысилась самооценка » 30%. ж) На вопрос « Что для Вас театр? » опрошенные ответили: « Активный отдых » 25%, « Место, где я могу реализовать свой творческий потенциал, набраться опыта, для дальнейшей профессиональной деятельности » 25%, « Избавление от негативных эмоций » 25%, « Возможность выделиться из « серой массы » общества » 20%, « Место, где я чувствую себя нужным(ой) « 15%. з) На вопрос « Что думают Ваши близкие о ваших занятиях в театре? » опрошенные ответили: « Гордятся мной » 70%. и) Люди выбирают театр в качестве хобби, потому что, театр помогает реализации одной из потребностей человека саморазвитию 40%, театр это хорошее место для тех, кто собирается связать свою дальнейшую жизнь с театральной деятельностью, у них есть возможность для развития творческого потенциала 40%. к) 70% хотят связать свою профессиональную деятельность с театром, 20% хотят оставить театр в качестве хобби.
Результаты тестирования, выявили следующие показания: а) Опросник для определения темперамента (Г. Айзенка) В экспериментальной группе тип темперамента холерик у 17 человек (85%), тип темперамента флегматик не выявлен. В контрольной группе тип темперамента флегматик у 13 человек (65%), тип темперамента холерик не выявлен. б) Характерологический опросник Леонгарда – Шмишека. В экспериментальной группе акцентуация характера демонстративность у 17 человек (85%), экзальтированность у 15 человек (75%), гипертимность у 12 человек (60%), эмотивность у 10 человек (50%), циклотимность у 10 человек (50%, ). В контрольной группе акцентуация характера дистимность у 7 человек 35%, застревание у 6 человек, экзальтированность у 6 человек (30%). Результаты тестирования, выявили следующие показания: а) Опросник для определения темперамента (Г. Айзенка) В экспериментальной группе тип темперамента холерик у 17 человек (85%), тип темперамента флегматик не выявлен. В контрольной группе тип темперамента флегматик у 13 человек (65%), тип темперамента холерик не выявлен. б) Характерологический опросник Леонгарда – Шмишека. В экспериментальной группе акцентуация характера демонстративность у 17 человек (85%), экзальтированность у 15 человек (75%), гипертимность у 12 человек (60%), эмотивность у 10 человек (50%), циклотимность у 10 человек (50%, ). В контрольной группе акцентуация характера дистимность у 7 человек 35%, застревание у 6 человек, экзальтированность у 6 человек (30%).
в) 16-ти факторный опросник Кеттела. В экспериментальной группе по фактору А «общительность», высокий показатель у 6 человек (30%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору С «эмоциональная нестабильность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору F «экспрессивность», высокий показатель у 18 человек (90%), низкий показатель у 2 человек (10%). По фактору Н «смелость», высокий показатель у 12 человек (60%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору О «тревожность», высокий показатель у 10 человек (50%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору F 2. «интроверсия», высокий показатель у 14 человек (70%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 2 человек (10%.). По фактору F 3. «Чувствительность», высокий показатель у 2 человек (10%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 12 человек (60%). В контрольной группе по фактору А «общительность», высокий показатель у 14 человек (70%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору С «эмоциональная», высокий показатель у 10 человек (50)%, средний показатель у 6 человек 30%, низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору F «экспрессивность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 14 человек (10%), низкий показатель у 14 человек (70%). По фактору Н «смелость», высокий показатель у 2 человек (10%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 14 человек (70%). По фактору О «тревожность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору F 2. «интроверсия», высокий показатель у 1 человек (5%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 15 человек (75%). По фактору F 3. «Чувствительность», высокий показатель у 3 человек (15%), средний показатель у 14 человек (70%), низкий показатель у 3 человек (15%). в) 16-ти факторный опросник Кеттела. В экспериментальной группе по фактору А «общительность», высокий показатель у 6 человек (30%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору С «эмоциональная нестабильность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору F «экспрессивность», высокий показатель у 18 человек (90%), низкий показатель у 2 человек (10%). По фактору Н «смелость», высокий показатель у 12 человек (60%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору О «тревожность», высокий показатель у 10 человек (50%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору F 2. «интроверсия», высокий показатель у 14 человек (70%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 2 человек (10%.). По фактору F 3. «Чувствительность», высокий показатель у 2 человек (10%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 12 человек (60%). В контрольной группе по фактору А «общительность», высокий показатель у 14 человек (70%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору С «эмоциональная», высокий показатель у 10 человек (50)%, средний показатель у 6 человек 30%, низкий показатель у 4 человек (20%). По фактору F «экспрессивность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 14 человек (10%), низкий показатель у 14 человек (70%). По фактору Н «смелость», высокий показатель у 2 человек (10%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 14 человек (70%). По фактору О «тревожность», высокий показатель у 4 человек (20%), средний показатель у 6 человек (30%), низкий показатель у 10 человек (50%). По фактору F 2. «интроверсия», высокий показатель у 1 человек (5%), средний показатель у 4 человек (20%), низкий показатель у 15 человек (75%). По фактору F 3. «Чувствительность», высокий показатель у 3 человек (15%), средний показатель у 14 человек (70%), низкий показатель у 3 человек (15%).
г) Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна). В экспериментальной группе, высокий уровень эмпатии у 15 человек – 75%, средний уровень эмпатии у 5 человек – 25%, низкий уровень эмпатии не выявлен. В контрольной группе средний уровень эмпатии у 6 человек – 30%. низкий уровень эмпатии у 14 человек – 70%, высокий уровень эмпатии не выявлен. г) Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиена, Н. Эпштейна). В экспериментальной группе, высокий уровень эмпатии у 15 человек – 75%, средний уровень эмпатии у 5 человек – 25%, низкий уровень эмпатии не выявлен. В контрольной группе средний уровень эмпатии у 6 человек – 30%. низкий уровень эмпатии у 14 человек – 70%, высокий уровень эмпатии не выявлен.
В результате математико-статистического анализа с помощью параметрической корреляции Пирсона, были выявлены достоверные различия между группами с вероятностью допустимой ошибки 0,02 и 0,05. На основании полученных результатов, можно составить психологический портрет человека, выбравшего театральную деятельность в качестве хобби. Человеку, который занимается театральной деятельностью свойственны чувствительность, тревожность, экспрессивность в общении и выражении эмоций, стремление к успеху у зрителей, реализации своих потенциальных возможностей. Ему присущи эмоциональность, развитое воображение, заразительность, оригинальность мышления, эмпатия, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость. В результате математико-статистического анализа с помощью параметрической корреляции Пирсона, были выявлены достоверные различия между группами с вероятностью допустимой ошибки 0,02 и 0,05. На основании полученных результатов, можно составить психологический портрет человека, выбравшего театральную деятельность в качестве хобби. Человеку, который занимается театральной деятельностью свойственны чувствительность, тревожность, экспрессивность в общении и выражении эмоций, стремление к успеху у зрителей, реализации своих потенциальных возможностей. Ему присущи эмоциональность, развитое воображение, заразительность, оригинальность мышления, эмпатия, впечатлительность, эмоциональная неустойчивость.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, определенный набор индивидуально-личностных качеств является предпосылкой для выбора театральной деятельности в качестве хобби
Спасибо за внимание!