Караганда Карагандинский Государственный Медицинский Университет
Понятие и предмет административного права. Источники административного права. Субъекты административного права.
По завершению занятия студент должен иметь представление об административном праве как об императивной отрасли права.
Почему административное право рассматривает институт правонарушения ?
: Административное право – одна из основных отраслей казахстанского права. Обслуживая публичные интересы, оно сохраняет в качестве юридических приоритетов права и свободы человека и гражданина. Административное право регулирует не только правоотношения, складывающиеся в сфере государственного управления, но и отношения, возникающие в результате совершения административных правонарушений.
Административное право Республики Казахстан это система общеобязательных административно - правовых норм, закрепленных в нормативно - правовых актах, иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно - властным критерием правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного права. Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами. К предмету административного права можно отнести отношения : связанные с организацией органов исполнительной власти ; возникающие в ходе реализации административно - властных полномочий в управлении и взаимодействия органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями ; административно - деликтного характера.
В чем заключается важность источников административного права ?
это правовые формы выражения норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно - распорядительной деятельности субъектов административного права. Административное право является отраслью в системе права Республики Казахстан, оно имеет свою сферу правового регулирования, обладает своими характерными чертами. Соответственно источники административного права имеют свои особенности в отличие от источников в других отраслях права. Они определяются специфическим содержанием отношений, регулируемых административным правом, методом правового регулирования и особенностями субъектов административного права.
закрепляют административно - правовой статус граждан, организаций, органов исполнительной власти. Это, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнительной власти, права, обязанности, а также ответственность участников регулируемых административным правом отношений. Под процессуальной нормой понимается установленное, или санкционированное государством правило осуществления организующих отношений в процессе применения материальных норм и издания нормативных актов органами государственного управления.
Процессуальные нормы отличаются от материальных. а ) своим назначением, т. е. если нормы материальные закрепляют административно - правовой статус субъектов, то процессуальные регулируют порядок осуществления прав и обязанностей этими субъектами ; б ) они вторичны по отношению к материальным, т. е. существуют постольку, поскольку необходимо урегулировать порядок применения материальных норм ; в ) реализуют те материальные нормы административного права, которые требуют применения, а не соблюдения, исполнения ; г ) регулируют отношения по применению материальных « норм не только административного, но и других отраслей права. От процессуальных норм традиционных процессуальных отраслей права процессуальные нормы административного права отличаются многочисленными субъектами, правомочными их устанавливать и применять.
это особый вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий за административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом в порядке, установленном административным законодательством. Административная ответственность, как и иные виды юридической ответственности ( уголовная, гражданско - правовая, дисциплинарная ), обладает следующими признаками : является средством охраны ( Правопорядка ; нормативно определена и состоит в применении, реализации санкций правовых норм ; является последствием совершенного правонарушения ; связана с принуждением, с отрицательными для правонарушителя последствиями ; реализуется в соответствующих процессуальных формах. Вместе с тем административную ответственность отличают от других видов юридической ответственности свои специфические признаки. Так, в отличие от уголовной ответственности она может применяться как судом, так и другими уполномоченными органами государства ; не влечет судимости ; различны также сроки давности и процессуальные правила. При административной ответственности не является необходимым признаком материальный ущерб, который прежде всего учитывается при гражданско - правовой ответственности. Если дисциплинарная ответственность налагается на правонарушителя в порядке служебной подчиненности, то при административной такая подчиненность исключается. Административная ответственность установлена для всех граждан, независимо от места их работы. Субъектом административного правонарушения может быть физическое или юридическое лицо, у которого нет устойчивых организационных связей с субъектом принуждения.
означает, что административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными, различаясь лишь по степени. Кроме того, нередко и преступления, и административные правонарушения имеют один и тот же объект посягательства. Многие однородные административные правонарушения при их неоднократном совершении признаются преступлениями. Наряду с правонарушениями, которые всегда будут квалифицироваться как административные, существует ряд правонарушений, которые в зависимости от различных обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление, например, хулиганство, нарушение правил дорожного движения. Все это подтверждает, что в основе разграничения этих видов правонарушений лежит степень общественной опасности.
Государственная должность – это структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей. В Казахстанском законодательстве выделяются политические и административные государственные служащие
Политический государственный служащий – это государственный служащий, назначение ( избрание ), освобождение и деятельность которого носит политико - определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач
Административный государственный служащий – это государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе.
1) законности ; 2) казахстанского патриотизма ; 3) единства системы государственной службы, независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви ; 4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства ; 5) общедоступности, то есть равного права граждан республики на доступ к государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой ; 6) добровольности поступления граждан на государственную службу ; 7) профессионализма и компетентности государственных служащих ; 8) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы ; 9) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и служащих нижестоящих государственных органов ; 10) подконтрольности и подотчетности государственных служащих ;
Административное право, являясь профилирующей ( фундаментальной ) отраслью, составным эвеном системы права Республики Казахстан, выступает гораздо большим явлением, чем обычная форма реализации воли исполнительной власти. Как полагают специалисты, право само есть институт культуры общества, жизненно существенный компонент общецивилизационного процесса. Административное право, безусловно, должно ограничить свои действия сферой публичных интересов, но при непременном разделении национальной системы права на публичное и частное право. Это одно из обязательных условий его развития. Административное право, обслуживая публичные интересы, сохраняет в качестве юридических приоритетов права и свободы человека и гражданина. В Конституции Республики Казахстан реализована концепция абсолютных и неотчуждаемых прав человека.
Основная : 1. Конституция РК от года с изменениями. 2. КоАП РК от 30 января 2001 года с изменениями. 3. Основы государства и права Республики Казахстан. Учебное пособие / Отв. ред. Г. С. Сапаралиев – Алматы : Жеті Жарғы, 1999 г. Дополнительная : 1. Турлаев А. В. Основы права. - Караганда : Издательство АРКО, 2005 г. 2. Дауранов И. И. Организация государственного управления : Монография – Алматы. Издательство НВГИГУ, с., приложения. 3. Административное прав РК. / Под ред. Бахрах Д. К, Алматы 2008 г.
1. Какие правоотношения регулирует административное право ? 2. Понятие административной ответственности 3. Понятие и состав административного правонарушения 4. Административные режимы. Виды государственных служащих