Возможные пути развития регулирования рынка Форекс в Украине Москва
Совершенствование законодательства Украины с учетом лучшего мирового опыта в области финансовых рынков и торговли на международном рынке Форекс, в том числе в соответствии с требованиями MiFID (The Markets in Financial Instruments Directive) - Директивы Европейского Союза «О рынках финансовых инструментов»; Повышение общественного авторитета, престижа и значения деятельности членов Ассоциации; Содействие в реализации и защите законных прав и интересов членов Ассоциации и др. Цели Ассоциация «Украинский центр развития внебиржевых финансовых инструментов и технологий» Дата создания - 23 августа 2013 года
*Активным клиентом украинского рынка FOREX считается резидент, совершивший хотя бы одну сделку в течении года. Число активных* клиентов украинского рынка Форекс около 70 тыс. Среднегодовой объём притока средств на счета клиентов $ 40 млн. Количество операторов рынка Форекс, которые действуют в Украине около 30 Исследование: рынок Форекс в Украине в 2012 году
Отсутствие системного подхода к регулированию операций на рынке Форекс Постановление НБУ 327 от предусматривает внесение изменений в Положение о порядке и условиях торговли иностранной валютой. Согласно данным изменениям, коммерческие банки получают исключительное право предоставлять клиентам услуги по осуществлению арбитражных операций на условиях маржинальной торговли на территории Украины (операции по исполнению встречных обязательств покупки/продажи валюты без ее реальной поставки на международном валютном рынке, в том числе с целью получения прибыли от изменения валютного курса); Постановление НБУ 461 от устанавливает порядок регистрации уполномоченными банками правил проведения арбитражных операций на условиях маржинальной торговли валютой
Возможные пути развития регулирования Форекс рынка в Украине Закон Украины «О производных финансовых инструментах (деривативах)» Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (филиалы Форекс компаний на территории Украины) Правила профессиональной этики
Проект Закона Украины «О производных финансовых инструментах (деривативах)» Базовый специальный закон, определяющий : Понятие дериватива и его виды; Принципы отношений в сфере заключения и исполнения деривативов, участников рынка деривативов и сторон деривативов; Принципы осуществления расчетов по деривативам и обеспечение их выполнения; Порядок осуществления государственного регулирования и контроля, компетенцию регуляторных органов. Предусматривается внесение изменений в следующие нормативно-правовые акты с целью их адаптации и обеспечения соблюдения принципов системности реформирования законодательства: Хозяйственный кодекс Украины Гражданский кодекс Украины Закон Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" Закон Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине " Закон Украины "О банках и банковской деятельности" и др. Основные недостатки: Отсутствует инструмент - контракт на разницу (CFD); 2 регулятора валютных деривативов; Отсутствие упрощенного механизма идентификации клиента; Отсутствие необходимых изменений в Налоговый кодекс (распространения акцизного налога на заключение деривативов).
Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» В законодательстве отсутствует детальное регулирование посреднических услуг, которое можно применить к деятельности Форекс-компаний, в т.ч. из-за отсутствия регулирования используемого компаниями финансового инструмента – контрактов на разницу. Посреднические услуги на рынках финансовых услуг - деятельность юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, включающая консультирование, экспертно-информационные услуги, работу по подготовке, заключению и выполнению (сопровождению) договоров о предоставлении финансовых услуг, другие услуги. (п.29. ст.1 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»).
Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» Законом предоставляется право регистрировать на территории Украины представительства (филиалы) иностранных финансовых компаний, которые имеют лицензию (право) на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг в соответствии с законодательством тех иностранных государств, в которых они зарегистрированы. привлекать и консультировать клиентов, оказывать экспертно-информационные услуги, проводить работу по подготовке, заключению и выполнению (сопровождению) договоров о предоставлении финансовых услуг. Филиалы имеют право:
Субъекты хозяйствования при содействии Торгово-промышленной палаты Украины и других заинтересованных организаций могут разрабатывать правила профессиональной этики в конкуренции для соответствующих сфер хозяйственной деятельности, а также для определенных отраслей экономики. Правила профессиональной этики в конкуренции согласовываются Антимонопольным комитетом Украины в установленном им порядке. (статья 33 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции»). После регистрации в АМКУ признаются устоявшимся деловым обычаем; В данном качестве устанавливают регулирование отношений, которые не регулируются или неоднозначно регулируются законодательством, при рассмотрении дел в суде и других госорганах; Могут устанавливать механизмы саморегулирования деятельности компаний, принявших такие правила (рассмотрение претензий, применение санкций и т.д.); Создают дополнительные гарантии защиты интересов клиентов, тем самым, улучшая репутацию компаний, принявших такие правила. Правила профессиональной этики: Правила профессиональной этики
Позитивные результаты введения регулирования рынка Форекс При введении регулирования рынка Форекс достигается: Надлежащая и полноценная защита клиентов Форекс-компаний; Уменьшение количества мошеннических схем на рынке Форекс; Увеличение объема налоговых поступлений в бюджет Украины в 10-ти летней перспективе; Гармонизация с законодательством ЕС и других развитых стран.
Благодарю за внимание! Председатель правления Ассоциации «УЦРФИН» Алексей Атрощенко тел: + 38 (044)