Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников процесса и др.
Выделяют такие формы обучения: индивидуальные групповые фронтальные коллективные парные аудиторные и внеаудиторные классные и внеклассные, школьные и внешкольные
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.
При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками. Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.
Индивидуальное обучение (передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему): репетиторство тьюторство менторство гувернерство
При индивидуально-групповом обучении: учитель занимался с целой группой детей, но учебная работа носила индивидуальный характер.
Классно-урочная система обучения (зародилась в XVI в. в школах Белоруссии и Украины): учащиеся примерно одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены в группу постоянного состава - класс; класс обучается по единому учебному плану и единым программам; урок по учебному предмету, встроенный в расписание занятий, является основной формой организации учебного процесса; работой учащихся на уроке руководит учитель.
Белл-ланкастерская система взаимного обучения (конец XVIII - начало XIX в): старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей
Батовская система в США: время учителя делилось на две части: первая отводилась на коллективную работу с классом, а вторая - на индивидуальные занятия с теми учащимися, которые в таких занятиях нуждались.
Мангеймская система в Западной Европе: при сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по разным классам.
Проектная система обучения: основная задача проектов состояла в вооружении ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.
План Трампа: эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях ( человек), с занятиями в группах по человек и индивидуальную работу учащихся.
Преимущества классно-урочной системы : четкая организационная структура; удобство управления деятельностью класса; возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; экономичность обучения
Недостатки классно-урочной системы : ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей более сильных; трудность учета индивидуальных особенностей учеников; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между учениками.