История кубанского костюма Женский костюм
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» прекрасный), «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке замужем, на левой разведенная (развод «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки вдова. Второе кольцо умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Костюм конца XIX начала XX веков. Слева направо: девушка в кубельке с завеской; донская казачка в «парочке» юбке и кофте; замужняя кубанская казачка в шали с «файшонкой» на голове; уральская казачка- старообрядка в сарафане, в шитом золотом поясе
Верхнедонская казачка в XVII веке
Жена старшины в праздничном наряде. XVII - XVIII века
Казачка- вдова и девушка, на ее груди казачье украшение «жерьёлок». XVII-XVIII века
Повседневная сорочка и юбка кубанской казачки- черноморки. XX век
Праздничные женские туфли черевички
Нижнедонская казачка в повседневном костюме с фартуком- «завеской». XVII век
Фрагмент традиционной вышивки «крестом»
Фратмент вышивки «гладью»
Женские пояса. Верхний терский, нижний донской. Изготавливались из кожи, украшались серебряными застежками, вышивкой, бисером, жемчугом, обшивались галуном
Спасибо за внимание!