П.А.Минакир ИНТЕГРАЦИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Задачи и ресурсы Программная задача социально-экономического развития Дальнего Востока – 1) создание достойных условий для жизни и труда граждан; 2) снятие инфраструктурных ограничений (энергетика, коммунальная и приграничная инфраструктура, транспорт, логистика, телекоммуникации). Важнейшая проблема – 1) как развитие инфраструктуры и производства влияет на условия жизни? 2) инфраструктура – условие экономического развития или развитие производственного потенциала – условие развития инфраструктуры? Ресурсы для развития инфраструктуры – госбюджет (мягкие ограничения); ресурсы для развития производственного комплекса региона - труд, капитал, технологии, емкость рынка (преимущественно жесткие ограничения).
Темпы роста, %
Задачи и ресурсы-2 Единственным решением проблемы дефицита ресурсов являлся и является их импорт (по каналам межрегионального или межстранового обмена). Наиболее существенен межстрановой импорт (в 2006 г. он дал 50% совокупных инвестиций, 18%совокупной реализации продукции). Но если основной вклад в решение проблемы емкости рынка вносят страны СВА, то их доля в решении проблемы капитала составляет только 3,5%.
Динамика ВВП/ВРП и экспорта (2006 к 1992)
Доля экспорта ДВ, %
Структура экспорта ДВ, %
Прямые иностранные инвестиции
Индекс предельной капиталоотдачи, ДВ=1
Государственные инвестиционные намерения в программах ДВиЗ
Вызов первый - интеграционный К 2010 г. России может противостоять в СВА организованная интеграционная группировка, для которой Россия будет «третьей страной» и сможет получать лишь ту часть агломерационных и интеграционных эффектов, которую выделит ей интегрированный партнер – «Большая тройка СВА».
Интеграционные клубы Региональные группировки Члены интеграционных клубовДата соглашения NAFTA США, Канада, Мексика 1994 ASEAN Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам,Лаос, Мьянма, Камбоджа 1967 PARTA Австралия, Новая Зеландия, Океания 1981 NEA3 Япония, КНР, Республика Корея - Asian Currency Union ASEAN + NEA3 2005
Интеграционные клубы-2 Встраивание России в первые три группировки почти не возможно, да и не целесообразно. Группировка «СВА» в силу своей географии и незавершенности формирования институциональной структуры наиболее реальна направлением для России. Осознавая объективные ограничения формирования интеграционного клуба внутри СВА, Япония и Китай активно заключают двусторонние торговые и инвестиционные соглашения со странами NAFTA, ASEAN, PARTA, что потенциально ведет к формированию новых «интеграционных клубов». Россия также заключила двусторонние соглашения с США, Канадой, Австралией, Индией, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Монголией. Объективно вместо встраивания в СВА-3 Россия идет «параллельным курсом», проигрывая в активности Японии и Китаю.
Вызов второй - ресурсный «Провинциальным монополистом» для СВА ДВ является лишь в области энергетических, лесных и рыбных ресурсов. В современной экономике локальная монополия на ресурсных рынках легко преодолевается благодаря возможности транспортировки практически любого количества грузов на любые расстояния.
Вызов третий - инфраструктупный Выгоды от создания «ресурсопроводящего» инфраструктурного каркаса получат: страны Северо-восточной Азии, которые выступят монопсонией по отношению к ДВ; транснациональные российские сырьевые корпорации; федеральный бюджет РФ. Проблемы получат: Дальний Восток в связи с: –углублением региональной «голландской болезни» и распространением ее на область сотрудничества с АТР и СВА.; –проблематичностью конструирования нормативного мультипликатора типа «инфраструктукрная рента – региональный рост»; –невыгодной для региона структурой канализации инфраструктурной ренты (каналы использования
Вызов третий - 2 (инфраструктурной ренты: 1) корпоративные бюджеты в РФ; 2) федеральный бюджет; 3) корпоративные бюджеты в СВА; 4) региональные бюджеты на ДВ; 5) совокупный спрос на ДВ). РФ в связи с: - проблематичностью обеспечения равноправного участия России в интеграционных группировках Северо-восточной Азии и АТР.
Вызов четвертый - мотивационный Распределение доходов китайских приграничных провинций и городов прямо заинтересовывает их в развитии сотрудничества с Россией. Мотив для российских муниципалитетов и субъектов – меньше активности ради минимизации проблем и забот.
Вызов пятый - конкурентоспособность Увеличение сырьевого экспорта предполагает конкурентоспособность перерабатывающего комплекса Но реально конкурентоспособны лишь сырьевые необработанные продукты При неизбежном существенном повышении издержек за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий конкурентоспособность отраслей глубокой переработки будет окончательно подорвана Результат – закрепление функции «сборщика урожая»
Возможность первая. Концепция Необходимо дополнить концепцию транснациональных транспортно- энергетических коридоров концепцией формирования промышленно-сервисных дуг в южной части ДВ. Географически такие «дуги» опираются на мощные промышленно-логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка и являются осью размещения локальных свободных экономических зон
Возможность вторая. Институты Создание справедливой, то есть стимулирующей, системы распределения доходов от приграничного сотрудничества. Создание в центрах «промышленно-транспортной дуги» «институциональных ловушек»
Возможность третья. Геополитика Россия должна быть «встроена» в «большую тройку» СВА, стать участником процесса формирования зоны свободной торговли и последующих этапов экономической интеграции в Восточной Азии.
Возможность третья. Геополитика-2 Это означает: 1) включение ДВ (южной зоны) в «общий рынок» СВА, то есть формирование особого экономического режима в этом регионе 2) выделение южной зоны ДВ как самостоятельного региона – федерального округа