Древнекитайская философия связана с книгами. Всего их пять. Они называются «Пятикнижие»: «Книга песен» «Книга истории» «Книга перемен» «Книга обрядов» «Летопись Цуньцю» Самые значимые философско-религиозные учения Древнего Китая – даосизм и конфуцианство Основные идеи даосизма изложены в «Книге о Дао и Дэ», записаны легендарным Лао-цзы. Дао(«метод», «путь») есть первоначало всех вещей, включая Небо и Землю
Всеобщий закон Дао: Всеобщий закон Дао: - не кичись заслугами; - не унижай слабого; - довольствуйся малым; - не ломай заданный свыше порядок и т.д. Человек объединяет темное и светлое, женское и мужское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван преодолеть его расколотость на два начала: Инь (женское начало) – тяжелая, темная сила, создающая землю. Янь (мужское начало) – чистая, светлая сила творящая небо. Вселенная находится в постоянном развитии и обновлении. Жизнь поддерживает начальная энергия – чи, жизненная сила, пронизывающая всё сущее. Мир представляется в виде сферы разделённой на две половины: Инь и Янь. В даосизме нет божеств, поэтому никто никому не молится. Последователи этой философии предлагают искать ответы на вопросы жизни через размышление и созерцание.
1.Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков. 2.Кто ведёт войну ради человеколюбия, тот победит врагов. 3.Побеждающий других силён, а побеждаю самого себя могуществен. 4. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нём много умных. 5.Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников. 6.Мудрец избегает всякой крайности. 7.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия. 8. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твёрдыё предмет. ву-вэй Искусство ву-вэй (в широком значении «усилие без усилий») отдаёт предпочтение не действию, а размышлению. Не нужно бороться с течением жизни, лучше сохранять спокойствие. Развивать сострадание, умеренность и смирение. Так говорил Лао-цзы
Кун-фу-цзы (Конфуций), Основателем конфуцианства является Кун-фу-цзы (Конфуций), живший в гг.до н.э. Основные взгляды изложены в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Конфуций сформулировал основные положения о справедливом государстве и правила, которым следует подчиняться человеку в обществе: 1.Соблюдать все предписанные властями нормы поведения. 2. Тщательно следовать религиозным заповедям и соблюдать все религиозные обряды. 3. Сохранять постоянную преданность государю. 4. Уважать старших по положению и возрасту. 5. Вне зависимости от обстоятельств почитать родителей. 6.Быть всегда и везде вежливым.
Государственное управление основано на следующих принципах: 1. Вполне справедливым является то, что должны существовать те, кто угнетает, и те кого угнетают. 2. Государь является сыном Неба, власть его божественна и он властитель людских судеб. 3. Управлять государством означает лишь исправлять ошибки, допускаемые людьми, но не на основе законов, а на основе личного права. 4. Все люди делятся на две категории: высший слой, который составляют люди умственного труда (в том числе и император), и низший слой, который составляют люди физического труда. Так говорил Конфуций 1.Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твёрдостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. 2. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки. 3. Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый лёгкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт. 4. Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти.