НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Четырнадцатая международная научно-практическая конференция 28 января 2014 г. Применение технологий "1С"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент и менеджер
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Управление коммуникациями проекта Курс «Управление проектами» Лекция.. Раздел стандарта PMBoK 10 Лектор: Толстокулаков Николай Юрьевич.
Управление коммуникациями проекта Курс «Управление проектами» Лекция.. Раздел стандарта PMBoK 10 Лектор: Толстокулаков Николай Юрьевич.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Лекция 3. Структурная декомпозиция работ проекта.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Специальность « Организация защиты информации»
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
Практика организации проектных офисов в ведущих российских банках Москва, 2011 Михаил Козодаев Управляющий партнер, Директор по консалтингу.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Транксрипт:

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Четырнадцатая международная научно-практическая конференция 28 января 2014 г. Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования Марцынюк Сергей Юрьевич, руководитель направления по управлению проектами, методист-эксперт, фирма «1С» Новый профессиональный стандарт «Руководитель проектов в области информационных технологий»

Кто такой РПвОИТ. Краткое содержание профессии Руководитель проекта в области информационных технологий (РПвОИТ) отвечает за достижение целей проекта в рамках утвержденных заказчиком бюджета и сроков. Осуществляет управление проектами (планирование, организацию исполнения, контроль и анализ отклонений) в области создания и/или ввода в эксплуатацию информационных систем: обеспечивает выявление требований к информационной системе (ИС); осуществляет оценку сроков и стоимости проекта разработки, ввода в эксплуатацию и послепроектного сопровождения ИС; организует работы по обеспечению необходимого уровня качества; управляет человеческими ресурсами проекта; организует и осуществляет коммуникации между всеми заинтересованными лицами проекта, включая заказчика ИС, пользователей ИС, членов команды проекта; управляет рисками проекта; управляет закупками, включая управление субподрядчиками; направляет работу команды проекта на достижение целей проекта; обеспечивает проведение сдачи результатов проекта заказчику; участвует в совершенствовании системы управления проектами. 2

3

4 Основания для разработки Разработка профессионального стандарта (профстандарта) «Руководитель проектов в области информационных технологий» (РПвОИТ) осуществлялась осенью 2013 года в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по разработке профессионального стандарта руководителя проектов в области информационных технологий в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от р. Текст рассматриваемого профстандарта и пояснительной записки к нему опубликованы на сайте АПКИТ: Рассматривать необходимо и текст стандарта, и текст пояснительной записки

Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности Управление проектами в области информационных технологий (ИТ) – неотъемлемая часть реализации инициатив любых масштабов в области ИТ. Неквалифицированное управление проектами в области информационных технологий приводит либо к существенному перерасходу бюджета проекта и срыву сроков, либо вообще к невозможности достичь целей проекта. Работа руководителя проектов в области информационных технологий – это сложная деятельность, требующая значительных трудозатрат и высокой квалификации. Руководитель проектов в области информационных технологий должен владеть специализированными знаниями. В настоящее время во многих организациях для руководителей проектов выделены специализированные штатные единицы. 5

Общее понимание профессиональной деятельности Востребованность руководителей проектов (РП) растет из года в год среди работодателей (анализ вакансий на рынке труда это подтверждает), но при этом однозначного понимания ни у работодателей, ни у работников, кто такой РП и что входит в его обязанности нет (в вакансиях - от привлечения клиентов по новым направлениям бизнеса до технического гения). Кроме того, количество проектов создания комплексных информационных систем для заказчиков возросло, а управление такими проектами – это сложная деятельность, требующая значительных трудозатрат и высокой специальной квалификации, то есть нужна выделенная роль (профессия): руководитель проектов в области ИТ. При этом в небольших проектах создания (модификации) ИС (уровня сложности GL1согласно стандарту GAPPS) достаточно элементарных функций управления проектами, которые могут выполняться техническими специалистами (например, «Специалистом по информационным системам» 6-го уровня квалификации). 6

Ключевые задачи Одними из ключевых задач при разработке профстандарта РПвОИТ были: Обеспечение полноты покрытия описываемыми трудовыми функциями деятельности специалиста данного профиля на всех уровнях квалификации Проведение соответствия положений профстандарта требованиям работодателей Обеспечение соответствия положениям российских и международных стандартов в области управления проектами Для обеспечения решения этих задач был разработан и использован обобщенный (типовой) классификатор трудовых функций и трудовых действий, сгруппированных по функциональным областям. 7

Обобщенный (типовой) классификатор трудовых функций и трудовых действий Классификатор разрабатывался на основе анализа соответствующих международных и российских стандартов, технологий ведения работ, обсуждения с экспертами и анализа профессионального стандарта «Специалист по информационным системам», разработанного в годах. Весь классификатор представлен в пояснительной записке к стандарту. 8 ТФТД КУ 6КУ 7КУ 8 Разработка плана управления изменениями. Согласование плана управления изменениями с заинтересованными сторонами проекта. Утверждение плана управления изменениями. ТФ: ТД: ТФ: Планирование управления изменениями в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ. ТД: Разрабатывать план управления изменениями. Согласовывать план управления изменениями с заинтересованными сторонами проекта. Утверждать план управления изменениями. ТФ: Планирование управления изменениями в проектах любого уровня сложности в области ИТ. ТД: Разрабатывать план управления изменениями. Согласовывать план управления изменениями с заинтересованными сторонами проекта. Утверждать план управления изменениями. Управление изменениями Планирование управления изменениями

Обобщенные трудовые функции, требования к образованию и обучению КУОбобщенная трудовая функция Требования к образованию и обучению ОКСО 6 Управление проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров Высшее образование – программы бакалавриата Повышение квалификации в области проектного менеджмента Информационные технологии Прикладная математика и информатика Бизнес- информатика Прикладная информатика Информатика и вычислительная техника Информационные системы 7 Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта 8 Управление проектами в области ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области ИТ Высшее образование – программы бакалавриата Повышение квалификации в области проектного менеджмента Повышение квалификации в области общего менеджмента, управления финансами, управления персоналом 9

Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций по уровням квалификации Общий подход к выбору квалификационных уровней в профессии «Руководитель проектов в области информационных технологий» может быть проиллюстрирован следующими принципами: Первый уровень профессии - «подмастерье». Второй уровень - «мастер». Третий уровень - «эксперт». Соответственно данному подходу для профессии «Руководитель проектов в области информационных технологий» были выделены три обобщенных трудовых функции (и, соответственно 3 уровня квалификации: с шестого по восьмой). 10

Шестой уровень квалификации Обобщенная трудовая функция: «Управление проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов в условиях, когда проект не выходит за пределы утвержденных параметров». На 6 уровне квалификации руководитель проектов в области информационных технологий должен уметь руководить проектами, которые были спланированы более квалифицированными специалистами и выполняются «нормально», то есть не происходит каких-либо существенных отклонений плановых параметров проекта (содержание, сроки, бюджет) от фактических, установленных по факту анализа хода выполнения проекта. В случае обнаружения отклонений от плана роль руководителя проектов в области информационных технологий заключается в передаче информации тому, кто осуществляет планирование и принимает решения по отклонениям; получение необходимого управленческого воздействия (решения) и дальнейшее управление выполнением запланированных работ и предоставление информации о статусе (состоянии) проекта. 11

Седьмой уровень квалификации Обобщенная трудовая функция: «Управление проектами в области ИТ малого и среднего уровня сложности в условиях неопределенностей, порождаемых запросами на изменения, с применением формальных инструментов управления рисками и проблемами проекта». На 7 квалификационном уровне руководитель проекта в области информационных технологий должен уметь выполнять все работы, связанные с управлением проектом, самостоятельно, а именно: Обеспечить планирование всей деятельности по проекту, включая разработку требований к выходной продукции и планов выполнения работ; осуществить согласование с заинтересованными лицами проекта и утверждение разработанных планов; Организовывать выполнение работ по проекту: распределять работы по проекту в соответствии с планами и доступными ресурсами, осуществлять деятельность, направленную на своевременное обеспечение проекта ресурсами со стороны их владельцев: спонсора проекта, заказчика, и т.д.; Контролировать результаты выполненных работ и проводить план-фактный анализ на основании согласованных планов и фактически полученных результатов; Принимать решения по отклонениям с пониманием последствий своих решений – как они скажутся на достижении целей проекта; при существенных отклонениях от плана (выход за утвержденные параметры проекта) – информирование заинтересованных лиц проекта, выдвижение вариантов действий в условиях отклонений и согласование окончательного решения. 12

Восьмой уровень квалификации Обобщенная трудовая функция: «Управление проектами в области ИТ любого масштаба в условиях высокой неопределенности, вызываемой запросами на изменения и рисками, и с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области информационных технологий». На 8 уровне квалификации руководитель проектов в области информационных технологий должен уметь управлять проектами в области информационных технологий любого масштаба и уровня сложности. При этом помимо управления изменениями и рисками в проекте руководитель проекта должен уметь эффективно управлять факторами внешней среды. Уметь эффективно управлять проектами, которые имеют различные заранее заданные ограничения в части своих ключевых параметров: сроков, бюджета, содержания, ресурсов и т.д. Кроме того на данном уровне квалификации руководитель проекта в области информационных технологий должен уметь разрабатывать новые инструменты и методы управления проектами в смежных управленческих дисциплинах (например, управление персоналом, управление качеством, управление финансами и т.д.) в ИТ- компании, которые (инструменты) необходимы для эффективного управления проектами в области информационных технологий. Разработка новых инструментов и методов должна вестись на основе знаний в области управления проектами и опыта, который получен в ходе управления проектами в области информационных технологий. 13

Необходимые знания 14 Управление проектами Знания в области экономики и управления Надпрофессиональные знания Знания в области информационных технологий РПвОИТРПвОИТ

Конфигурационное управление и управление изменениями Управление сроками в проектах : диаграмма Ганта, сетевые графики, анализ критического пути, анализ критической цепи, декомпозиция, анализ резервов, экспертные оценки, шаблоны расписания, метод «набегающей волны», диаграммы предшествования, типы зависимостей между работами, анализ альтернатив Управление затратами в проектах: оценка (прогнозирование) бюджетов и графиков: метод аналогов, экспертные оценки, метод PERT, метод функциональных точек, суммирование стоимости, стоимость качества, анализ резервов Управление содержанием проекта: создание ИСР, документирование требований, матрица отслеживания требований, анализ продукта, модерируемые совещания, управление требованиями к ИС Управление качеством: бенчмаркинг, выборочные оценки, диаграммы Ишикавы, контрольные списки, метрики качества, аудит качества, анализ процессов, верификация, валидация (приемо-сдаточные испытания) Управление персоналом проекта: организационные диаграммы и должностные инструкции, теория организации, налаживание связей и переговоры, методы мотивации и стимулирования персонала проекта, оценка эффективности работы персонала проекта, урегулирование конфликтов Управление коммуникациями в проекте: анализ заинтересованных сторон проекта, анализ требований к коммуникациям, технологии и модели коммуникаций, методы распространения информации, базовые навыки управления (проведение презентаций, ведение переговоров, публичные выступления) Отчетность по проекту: анализ отклонений, подготовка отчетов об исполнении, методы прогнозирования, системы отчетности Управления рисками: анализ документации, сбор информации, анализ допущений и контрольных списков, SWOT-анализ, экспертные оценки, стратегии реагирования на риски, стратегии реагирования на возможные потери, переоценка рисков, аудиты рисков, анализ отклонений и тенденций Управление персоналом проекта: организационные диаграммы и должностные инструкции, теория организации, налаживание связей и переговоры, методы мотивации и стимулирования персонала проекта, оценка эффективности работы персонала проекта, урегулирование конфликтов; Управление договорными отношениями, управление субподрядом в ИТ-проектах: типы договоров, методы оценки поставщиков, проверки и аудиты выполнения договоров, управление претензиями Знания в области управления проектами 15

Знания в области информационных технологий Основы теории систем и системного анализа Управления требованиями к программному обеспечению и информационным системам Архитектура, устройство и функционирование вычислительных систем Методики описания и моделирования бизнес-процессов, средства моделирования бизнес-процессов Современные подходы и стандарты автоматизации предприятия (например, CRM, MRP, ERP…, ITIL, ITSM и пр.) Основы современных операционных систем, сетевого взаимодействия, коммуникационных протоколов Основы современных систем управления базами данных Основы теории баз данных Современные методики тестирования разрабатываемых информационных систем Программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий предприятий Основы информационной безопасности предприятия Отраслевая нормативная техническая документация Источники информации, необходимой для профессиональной деятельности Современный отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности 16

Знания в области экономики и управления Формирование и механизмы рыночных процессов предприятия Менеджмент качества Управление персоналом Основы финансового учета и бюджетирования Основы управленческого учета Основы налогового законодательства Основы теории управления Современные инструменты и методы управления предприятием Инструменты и методы определения финансовых и производственных показателей деятельности предприятий Основы организационной диагностики Инструменты и методы моделирования бизнес-процессов предприятия Основы реинжиниринга бизнес-процессов предприятия 17 Русский язык и культура речи Правила деловой переписки Иностранный язык (чтение и понимание технической литературы) Надпрофессиональные знания

Вместо послесловия Одна хорошая военная подготовка ни в коей мере не может служить основанием для производства в офицеры… офицер – это джентльмен, получивший либеральное образование, с аристократическими манерами и непоколебимым чувством собственного достоинства… Джон Пол Джонс, 14 сентября 1755 года. Из послания командованию флота повстанцев Северной Америки 18

Четырнадцатая международная научно-практическая конференция НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 28 января 2014 г. Спасибо за внимание! Марцынюк Сергей Юрьевич, руководитель направления по управлению проектами