Коркина Л.Ф. МКОУ: «Варгашинская сош 1»
Основой развития личности является деятельность. «Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания».
Б. Адамс в книге «Как добиться успеха» подчёркивал: « Планы – это вехи на дороге к успеху. Успех достигается сознательным планированием, провал связан с отсутствием оного».
Сделать планирование более осознанным, целенаправленным и практически полезным для педагога может позволить основных блоков любого занятия.
Организац ионный блок информационный блок Оценочный блок Аналитический блок Рефлексивный блок Мотивацио нный блок
Включает следующие элементы: Целеполагание (цель, задачи, ожидаемые результаты) Инструкции и пояснения для выполнения задания Вводное слово учителя Распределение по группам и конструирование пространства Выработка правил работы 9определение норм, процедур)
Цель или цели занятия отвечают на вопрос: «Ради чего будет изучаться тема?» – у конкретного урока цель может быть частью цели курса или большого раздела. Задачи урока раскрывают направления урока и отвечают на вопрос: «Что будет сделано?»
Новизной является формулирование ожидаемых результатов. В отличие от целей и задач они должны быть конкретными и проверяемыми, отвечать на вопрос: «Какие произойдут изменения?» Здесь деятельностный подход связан к компетентностным, не противоречит системе: «знаний – умений – навыков» Учащиеся должны знать: определённые теории или факты, давать характеристику явлениям, формулировать основные причины событий, показывать на карте, называть принципы, цитировать и т. д.
уметь: анализировать, считать, ранжировать, отбирать, играть роль, конструировать, идентифицировать, обсуждать и т. д. выработка ценностных ориентиров и собственного отношения человека к чему- либо (кому-либо). Учащиеся понимают, уважают, разделяют мнение, оппонируют, занимают позицию, делают выбор, осознают уважают мнение или позицию и т. п.
Не только учитель, но и ученик должны понимать цели своей деятельности, ориентироваться на изменения, которые могут произойти в результате проведения занятия. Этот процесс многосторонний и обеспечивается не только учителем. Инструкции и пояснения необходимы, чтобы ученикам было понятно, что от них конкретно требуется. Правила работы позволят достичь общего согласия и прозрачности в критерии оценивания.
Ориентирован на получение знаний из разных источников. Без него обойтись невозможно (на каких то занятиях это будет новая информация, а в других – повторение или углубление уже имеющегося). Источники информации: учитель, текстовые документы, графические источники, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, артефакты, разного вида изображения.
чёткой иллюстрированной разнообразной по форме корректной ( в т. ч. и с научной точки зрения) представляющей разные позиции доступной для понимания школьника (ориентированной на возраст и уровень подготовленности)
Позволяет: более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, сформулировать выводы Составить рейтинг Провести отбор Проявить творческие способности Делается акцент на создание какого-либо продукта, Это позволяет создавать деятельностный акцент.
Важно, чтобы учащиеся умели: - выделять ключевые положения(документа, фильма, лекции.. - ориентироваться в информации -Интерпретировать (в т. ч. передавать своими словами) - Видеть альтернативные решения- - Проблематизировать (выделять трудности и опасности) - Предлагать решения (конструктивный взгляд) Причём происходить может в разных формах: игры, дискуссии, творческие письменные работы, создание рисунка, модели и т. д.
Оценивать работу и выставлять отметки. Отметка имеет строго формализованный характер Оценка показывает отношение того или иного человека к сказанному или сделанному в ходе занятия -слова поддержки - Внешняя экспертиза - - самооценивание - Визуальное (смайлики, листки разного цвета и т. д.)
Разные формы отношения к самому процессу учения. Ответы на вопросы: Что нового узнали? Какой опыт приобрели? Что было самым трудным? Что было интересным? Чтобы ещё хотел узнать? Что считаю наиболее важным? как использовать полученные знания на практике?
Это ключевой блок в системе деятельности Ключевая задача педагога – формирование учебного интереса и желание учиться. Специфика мотивации учебной деятельности – постановка проблемы, которая задаёт направление деятельности учащегося.
занимательное изложение (факты, примеры.) необычная форма преподнесения материала эмоциональность речи учителя познавательные игры ситуации спора и дискуссии анализ жизненных ситуаций создание ситуации нехватки знаний использование иллюстрирование материала рассмотрение ситуаций, имеющих общественный резонанс
Каждое занятие уникально, но наличие данных блоков позволяет: Развивать умение проектировать свои действия в соответствии с целями и задачами соотнести личностные цели с общим благом ориентироваться на конкретные ожидаемые результаты осознание полученных результатов