Информационное моделирование как метод познания
Модели в нашей жизни
Что такое модель? Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала) и используется вместо него. Оригиналы и модели Первый линейный русский корабль «Гото Предестинация»
Что можно моделировать? Модели объектов: уменьшенные копии зданий, кораблей, самолетов, … модели ядра атома, кристаллических решеток чертежи … Модели процессов: изменение экологической обстановки экономические модели исторические модели … Модели явлений: землетрясение солнечное затмение цунами …
Моделирование Моделирование – это создание и использование моделей для изучения оригиналов. Когда используют моделирование: оригинал не существует -древний Египет -последствия ядерной войны (Н.Н. Моисеев, 1966) исследование оригинала опасно для жизни или дорого: -управление ядерным реактором (Чернобыль, 1986) -испытание нового скафандра для космонавтов -разработка нового самолета или корабля оригинал сложно исследовать непосредственно: -Солнечная система, галактика (большие размеры) -атом, нейтрон (маленькие размеры) -процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые) -геологические явления (очень медленные) интересуют только некоторые свойства оригинала -проверка краски для фюзеляжа самолета
Различные способы классификации по области использования по временному фактору по способу представления Учебные: обучающая программа, наглядное пособиеОпытные: модель корабляНаучно-технические: динамо-машина, осциллографИгровые: игра «Зарница», военные ученияИмитационные: подопытные мыши Статические: одномоментный срез – мед. карточка школьника по конкретной дате, запись в тетради погоды Динамические: изменяющиеся во времени – градусник, мед. карточка школьника со всеми записями Материальные: можно «потрогать руками»Информационные: построенные на информации, характеризуют свойство и состояние объекта
Классификация моделей материальные (физические, предметные) модели: информационные модели представляют собой информацию о свойствах и состоянии объекта, процесса, явления, и его взаимосвязи с внешним миром: вербальные – словесные или мысленные знаковые – выраженные с помощью формального языка графические (рисунки, схемы, карты, …) табличные математические (формулы) логические (различные варианты выбора действий на основе анализа условий) специальные (ноты, химические формулы)
Модели по области применения учебные (в т.ч. тренажеры) опытные – при создании новых технических средств научно-технические аэродинамическая труба испытания в опытовом бассейне имитатор солнечного излучения вакуумная камера в Институте космических исследований вибростенд НПО «Энергия»
Практическое задания По мере работы заполните следующую таблицу: МоделиСветофорПирамидыБиоритмы Классификация по области использования Игровая модель Классификация по временному фактору Динамическая модель Классификация по способу представления Информационные, знаковые, компьютерные модели Среда компьютерного эксперимента MS Word Необходимость анализа Не закрасилась область Вывод: какая польза от данной модели?