Опера Истоки История Основные элементы современной оперы
Что такое опера? Что такое опера? Что такое опера? Что такое опера? Предшественники современной опреры Предшественники современной опреры Предшественники современной опреры Предшественники современной опреры История жанра История жанра История жанра История жанра Разновидности оперы Разновидности оперы Разновидности оперы Разновидности оперы Элементы оперы Элементы оперы Элементы оперы Элементы оперы
На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Значительное место занимало хоровое пение - именно хор выражал основную идею произведения. Истоки китайской оперы тоже лежат в глубине веков – они прослеживаются с середины 1-го тысячелетия до н. э. В Сунскую эпоху (10-13 вв.), приобретают популярность разнообразные виды музыкально- поэтических произведений крупных форм – возникают стили наньси (сирень) и юаньбэнь, для которых характерны сочетание прозаичного диалога со стихотворными ариями, использование образов-масок, определенные схемы чередования мелодии. Истоки китайской оперы тоже лежат в глубине веков – они прослеживаются с середины 1-го тысячелетия до н. э. В Сунскую эпоху (10-13 вв.), приобретают популярность разнообразные виды музыкально- поэтических произведений крупных форм – возникают стили наньси (сирень) и юаньбэнь, для которых характерны сочетание прозаичного диалога со стихотворными ариями, использование образов-масок, определенные схемы чередования мелодии.
Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально- сценических опытах они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства оперу. Старинное здание оперы
Слово «орега» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.
Первый оперный театр был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в Пионерами оперы были: в Германии Генрих Шютц, во Франции Камбер, в Англии Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия. Первый оперный театр был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в Пионерами оперы были: в Германии Генрих Шютц, во Франции Камбер, в Англии Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия. В России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756). Джакопо Пери
Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно: Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно: большая опера (opera seria итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra франц.), большая опера (opera seria итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra франц.), полукомическая (semiseria), полукомическая (semiseria), комическая опера (opera- buffa итал., opéra-comique франц., Spieloper нем.), комическая опера (opera- buffa итал., opéra-comique франц., Spieloper нем.), романтическая опера, на романтический сюжет. романтическая опера, на романтический сюжет. балладная опера балладная опера semi-опера, полу-опера, опера "наполовину" (semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, танцы и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл, semi-опера, полу-опера, опера "наполовину" (semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, танцы и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл, опера-балет опера-балет
В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера. Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века. Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века. Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»). Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы эпилог. Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы эпилог. В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Одной из основных частей оперы является ария. Значение этого слова - "песня", "напев". Другие части оперного произведения речитативы, ариозо, песни, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Оперные голоса имеют свои обозначения. Женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас.
Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив музыкально- интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы вместо речитатива используется разговорная речь. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив музыкально- интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы вместо речитатива используется разговорная речь.
Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.
Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»). Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»). Опера «Борис Годунов»
В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.