Педагог-психолог МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов 69 имени С. Есенина Люфт Ольга Владимировна
Основные направления работы: Диагностическая деятельность Развивающая и психокоррекционная работа Консультативная работа Психопросвещение и психопрофилактика
Диагностическая деятельность Определение готовности к школе Диагностика уровня адаптации первоклассников к началу школьного обучения Определение уровня интеллектуального развития учащихся начальных классов Диагностика готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене Диагностика адаптации учащихся пятых классов при переходе в среднее звено
Основа успешной адаптации первоклассника - готовность дошкольника к началу обучения в школе.
В своей работе мы используем программу психолого- педагогической оценки готовности к началу школьного обучения, разработанную кандидатами психологических наук Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ 5-ТИ ЗАДАНИЙ: «Продолжи узор» «Продолжи узор» «Сосчитай и сравни» «Сосчитай и сравни» «Слова» «Слова» «Шифровка» «Шифровка» «Рисунок человека» «Рисунок человека»
«Продолжи узор» Выявление: Особенностей тонкой моторики Произвольности внимания Умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции
«Сосчитай и сравни» Оценка: Сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры и количества изображенных фигур Моторных навыков при изображении цифр Сформированности понятия «больше- меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов
«Слова» О пределение сформированности : Звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух Графической деятельности Произвольной регуляции собственной деятельности
«Шифровка» Выявление: Сформированности произвольной регуляции деятельности Возможностей распределения и переключения внимания Работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности
«Рисунок человека» Оценка: Сформированности графической деятельности Топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений Общего уровня развития
Процесс обследования сопровождается наблюдением за работой детей. Результаты фиксируются в листе наблюдений.
В листе наблюдений оценка ведется по следующим параметрам: Фамилия, имя ребенка Фамилия, имя ребенка Возраст Возраст Нуждается в дополнительной помощи Нуждается в дополнительной помощи Работает медленно Работает медленно Расторможен, мешает другим детям Расторможен, мешает другим детям Другие особенности поведения Другие особенности поведения
Данные наблюдения учитываются при определении уровня готовности дошкольников к обучению
В результате обследования по данной программе дошкольников условно можно разделить по четырем уровням готовности к обучению
1 УРОВЕНЬ. Готовность к началу регулярного обучения в школе
2 УРОВЕНЬ Условная готовность к началу обучения
3 УРОВЕНЬ Условная неготовность к началу регулярного обучения
4 УРОВЕНЬ Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения
Уровень готовности и выбор дальнейшего образовательного маршрута
1-2 уровни готовности к обучению Обучение по любым развивающим программам («Школа 2100», программа Эльконина-Давыдова) Обучение по любым развивающим программам («Школа 2100», программа Эльконина-Давыдова) Углубленное изучение иностранных языков Углубленное изучение иностранных языков
3 уровень готовности к обучению Обучение по традиционной программе 1/4
4 уровень готовности к обучению дополнительное обследование специалистами (психолог, дефектолог, логопед) и консультация ПМПК