История педагогики и образования. Лекция 2 Андрюхина Людмила Михайловна, доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Российской Академии социальных наук, действительный член Российской Академии Естествознания, профессор ФГАОУ ВПО РГППУ
2 Мир образования Классической Античности. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира (V в. до н.э. - I в. н.э.)
3 Вопросы: 1. Периодизация Античности. Особенности культурно-исторической ситуации в различные периоды Античного общества 2. Развитие философии и становление научно- теоретического отношения к миру. 3. Философия образования Античности. Античные теории Пайдейи. Теории Пайдейи Сократа, Платона и Аристотеля. 4. Образовательные системы Античности. Основные парадигмы и принципы образования. Формы организации образовательной практики
1.Периодизация Античности. Особенности культурно- исторической ситуации в различные периоды Античного общества
5 Анти́чное образова́ние европейское образование в период античности, образование Древней Греции и Древнего Рима Периодизация Образование архаического периода Образование классического периода Афинское образование Спартанское образование Образование эллинистически-римского периода Эллинистическое образование Древнеримское образование
6 Особенности культурно- исторической ситуации Античности Разложение крито-микенского общества. Возникновение городов-полисов, объединявших свободных граждан. Изменение социальной роли образования, преобразование форм знания (от практического – к теоретическому, от сакрального, тайного – к светскому, открытому). Социальные механизмы генезиса теоретических знаний
7 От закрытого к открытому универсальному знанию В крито-микенском обществе знание вырабатывалось и существовало в различных локальных социальных сферах и было связано с ними: Жречество – сакральное знание; Ремесленничество – рецептурное знание; Традиции – традиционное знание; Знания правителей – элитарное знание и т.д. Свободному гражданину полиса в классический период Античности необходимо стало универсальное знание чтобы постоянно решать задачи как гражданину полиса
2.Развитие философии и становление научно- теоретического отношения к миру
9 Становление теоретического отношения к миру – цивилизационная революция Знания уже не могут передаваться из поколения в поколение по- прежнему. Знания вырабатываются, генерируются: на основе новых социальных функций и опыта (на Агоре); на основе новых видов деятельности (мореплавание, научные открытия, торговля, судебная практика и т.д.); на основе философского размышления (теоретизирования, обобщения ). Теоретические знания требуют новых форм, как их производства, так и передачи (доказательство, беседа, диалог, спор, обучение нового типа ) Открытие Античности: знания можно накапливать, развивать, передавать, т.е собственно работать со знаниями. Возникает традиция записывать, первые труды.
10 Сад камней в Рёандзи как гносеологическая модель теоретического мышления Особенность сада в Рёандзи в том, что если смотреть на все 15 камней с любой точки, один из них будет скрыт другими и незаметен. Как можно узнать, что на самом деле в саду 15, а не 14 камней?
11
12 Развитие философии. Основные философские школы Античности(VII В. ДО Н.Э.VIВ. Н.Э.) Античная философия представлена такими направлениями и школами, как: ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля, эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики).
3. Философия образования Античности
14 Пайдейя Свободный гражданин – образованный гражданин Образованный гражданин – свободный гражданин Востребованность образования для выполнения человеком новых социальных функций
15 Пайдейя Слово «παιδεία» восходит к слову «παις», означающему «ребенок», «мальчик», и традиционно переводится на русский язык как «воспитание» и «образование». Пайдейя определяется как «вообще образование: гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности»
16 Пайдейя как основа национальной (культурной) идентичности Пайдейя в греческой культуре играла совершенно особую роль, поскольку она предполагала не просто возню с детьми или опеку младшего поколения. Она была делом государственной важности, так как имела прямое отношение к тому, что можно было бы сейчас назвать национальной или культурной идентичностью.
17 Пайдейя как основа национальной (культурной) идентичности Античная Греция представляла собой множество полисов и множество племенных групп, говорящих на разных диалектах, но при всем при этом эллинский мир умудрялся себя довольно недвусмысленно отличать от варварства - благодаря ПАЙДЕЙЕ - образованности.
18 Пайдейя как основа национальной (культурной) идентичности Эллинство это указание не на национальность, а на культуру, поэтому недостаточно родиться эллином, чтобы быть им. Быть эллином это особое искусство, а значит, предполагается обретение τεχνη как искушенности достигаемой путем практической аскезы, то есть разного рода упражнений, направленных к одной цели.
19 Пайдейя как культура владения собой Цель сформировать в будущем эллине способность быть хорошим гражданином, то есть способность к автаркии свободному и ответственному существованию, что возможно только тогда, когда есть обращение к самому себе и в смысле власти над собой, своим телом, своими способностями и желаниями, и в смысле знания себя, своей души.
20 Пайдейя как техника заботы о себе Техникой взращивания будущих граждан и была Пайдейа, что объясняет, почему забота о себе имела, по крайней мере, исходно, политический смысл, то есть касалась блага полиса в целом, а также была связана с сохранением самосознания и самовоспроизводства эллинства на уровне культуры.
21 Пайдейя как техника заботы о себе Пайдейя означала путь (а также руководство этим путем, его педагогическую организацию), который должен был пройти человек, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (калокагатии) посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и других воинских, гражданских, нравственных, интеллектуальных добродетелей (арете).
22 Пайдейя как основа справедливого государства Платон считал, что Пайдейя – это не промежуточная «станция» на пути развития человека, но полагал, что значение Пайдейи много шире. Пайдейя – это возможность создания совершенного характера, соответствующего природе человека. Совершенный человек – основа совершенного, справедливого государства.
23 Философские представления о человеке Красота (телесная) Плюс Благонравие Равно КАЛОКАГАТИЯ Калокагатия Плюс САФРОСИНА (благоразумие) Равно Гражданин полиса (политический человек)
24 Изменение картины мира Доархаическая и тератологическая мифология: Творящий ХАОС архаическая Античность, ранняя классическая Античность - мифология олимпийского периода. Царство Зевса, олимпийских богов. Классическая Античность – Космос философов (первые научно- теоретические представления).
25 Мир, природа, КОСМОС Макрокосм и микрокосм (полис) Боги древнегреческого Олимпа уступают место абстрактной геометрии Космоса Демокрит – частицы, атомы, Анаксимандр - источником происхождения всего сущего полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало апейрон ( πειρον) которому присуще непрерывное движение.
26 Демокрит (460–347 г.г. до н. э.) Демокрит, Demokritos, из Абдеры, греческий философ. Согласно легенде, будучи воспитанником персидских магов, он был приверженцем восточной мудрости, совершил путешествия в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию (упоминания о которых появляются только во II в. до н. э.).
27 Демокрит (460–347 г.г. до н. э.) «Великий мирострой» Создал учение об атомах: материя состоит из безграничного количества вечных и неделимых частиц, непрерывно движущихся и не доступных чувственному восприятию. Все атомы состоят из одного материала, но различаются по форме, размерам. Вещи возникают, когда атомы сцепляются вместе.
28 Математический КОСМОС ПИФАГОРА
29 Пифагор ( г.г. до н. э.) В основе мира лежат математические структуры. Пифагор видел в мире вещей мир чисел, т.е. нечто фундаментальное и загадочное: связь мира чисел и мира вещей. Число есть сущность всех вещей, и организация Вселенной являет собой гармоничную систему чисел и их отношений.
30 Пифагор ( г.г. до н. э.) Число воспринимается как ключ к структуре космоса и бытия. Само слово Космос означает порядок. Особое место в ряду наук отводится науке чисел – математике, как универсальной структуре, дополняющей интуитивное понимание природы вещей. Сам процесс познания протекает путем выявления числовых аналогий между человеком и окружающим миром. Все творения человека и природы рассматриваются как формы, примечательные с точки зрения математических законов подобия, симметрии и геометрии. Математические законы, управляющие природой, являются источником симметрии. Понятие симметрии соответствовало понятию красоты или гармонии. Гармония – это то, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе.
Античные теории Пайдейи.Теории Пайдейи Сократа, Платона и Аристотеля
32 Теория Пайдейи Сократа Пайдейа предстает перед нами как культура самоформирования человека, специфическая практика, техника саморазвития и неусыпного самоконтроля, позволяющая эллину владеть собой, видеть истинное благо и управлять другими.
33 Теория Пайдейи Сократа Духовные знания о всеобщем и божественном благе благодаря сократической мысли по своей значимости перевесили телесные навыки.
34 Философия как главная составляющая образования и воспитания В гомеровский период в перечень дисциплин включались, как правило, гимнастика, музыка, геометрия, риторика, а также обязательное чтение поэм Гомера. Исходным образом философия в этот перечень не входила, но все изменилось благодаря Сократу и Платону и их полемике с софистами. Именно Сократ обосновывает за философией статус самой важной для воспитания дисциплины Иегер, В. Пайдейа. М. : «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 1997.
35 Теория Пайдейи Сократа. Познание себя Призывая молодых людей заботиться, прежде всего, о самих себе, для того, чтобы стать со временем достойными гражданами, Сократ настаивал на том, что такая забота возможна только при условии знания себя, своей собственной природы.
36 Познай самого себя Забота о себе трактуется как практика самонаблюдения, отсюда и знаменитый призыв «познай самого себя». Для этого требуется формирование умозрения, тренировка теоретического взгляда и особого, квазителесного «органа» мышления, то есть «ума», поскольку обычным образом себя-то и не видно.
37 Теория Пайдейи Сократа Каждую способность в себе следует тренировать в соответствии с ее сущностью и степенью ее важности для целого. Поскольку же наиважнейшей частью нашего существа следует считать душу, постольку и заботиться следует, прежде всего, о ней, что, однако, не отменяет ни гимнастики, ни диететики, ни медицины.
38 Теория Пайдейи Сократа Сократ считал, что человеческой природе присуще стремление не к власти, но к культуре (к Пайдейе).
39 Теория Пайдейи Сократа Вывод Сократа: добродетели (арете) как знанию истинного блага может научить только философия, что закрепляет за ней на века право участвовать в воспитании юных душ и считаться высшей формой знания, и это имеет, в том числе, и политические последствия.
40 Теория Пайдейи Платона Концепция Платона является элитарной. Платон был убежден, что государство обязано давать правильное унифицированное образование и воспитание не каждому отдельному гражданину, а всему будущему классу правителей или стражей законов в целом.
41 Пайдейя Платона Пайдейя для величайшего древнегреческого мыслителя Платона ( гг. до н. э.), создавшего первую известную нам систему теоретической педагогики, - «это руководство к изменению всего человека в его существе». Пайдейа предполагает институт наставничества, в том числе и философского наставничества в умозрении. Научить мышлению может только тот, кто уже владеет этой техникой
42 Пайдейя Платона Высшей ступенью образования вслед за Сократом считал философию. Именно философия формирует душу настоящего человека. Основные труды: Государство; Законы; Диалоги.
43 Педагогическая система Платона Первым попытался определить основные педагоги ческие понятия. Воспитание воздействие взрослых на детей, формирование в них добродетели; учение приобретение знаний посредством наук. Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений. Знание есть постижение мира идей посредством мира чувств и души.
44 Педагогическая система Платона Предложил систему организации общественного воспитания: с 3 до 6 лет игры под управлением женщин-воспитательниц, 612 лет учеба в государственных школах; лет физическое воспитание в палестре; 1618 лет предвоенная подготовка, 1820 военная подготовка в эфебии. Высшая ступень образования (до 30 лет) философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. Философское образование для избранных до 35 лет, для правителей государства до лет.
45 Педагогическая система Платона Впервые представил воспитание маленьких детей в системе. К методам воспитания относил игры, чтение, живые устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них. Внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции все науки надо преподавать «играючи», а не насильно. Создал систему музыкально-гимнастического воспитания
46 Педагогическая система Платона Считал, что каждому сословию соответствует определенная добродетель: Мудрость добродетель правителей и философов основа разум; Храбрость добродетель воинов основа воля; Умеренность добродетель народа основа чувства; Справедливость является «надсословной», «державной» добродетелью.
47 Педагогическая система Платона Считал, «следует позаботиться о... воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых вплоть до старости». Отдельной частью системы воспитания Платона выступает религиозное воспитание, целью которого является дать гражданам некоторые представления о божествах и научить исполнять необходимые культовые функции. 0 трудовом воспитании пишет вскользь. Оно должно осуществляться в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей.
48 Педагогическая система Платона Основанная им в Афинах школа Академия, где он преподавал многие годы, просущество вала более 1000 лет.
49 Аристотель ( гг. до н.э.) 384 родился в греч. Колонии Стогира во Фракии жил в Афинах. Получил философское образование в Академии Платона воспитатель сына македонского царя Александра основал в Афинах свою школу Ликей,или школу перипатетиков (прогуливающихся), просуществовавшую несколько столетий.
50 Теория Пайдейи Аристотеля Аристотель в отличие от Платона подчеркивал необходимость образования каждого будущего гражданина, ибо такая забота, по его мнению, имела ввиду попечение обо всех.
51 Теория Пайдейи Аристотеля Ученик Платона Аристотель ( гг. до н. э.) в «Политике» акцентировал внимание на естественной потребности свободного человека в образовании тела и души, наклонностей и ума, которое достойно его и само по себе прекрасно, а не значимо лишь с точки зрения сугубо утилитарной практической пользы.
52 Аристотель Основные труды: Метафизика(философия) Органон (логика) Политика, Афинская политика(обществ, полит.науки) Физика (естественные науки) Этика, Поэтика(этика и эстетика) Трактат о душе(психология) Педагогическим вопросам не посвятил отдельных работ, но затрагивал их во многих своих произведениях. Основные педагогические идеи изложены в трудах "Никомахова этика", "Политика", "О душе".
53 Цели и задачи воспитания 1. Развитие высших сторон души: разумной и волевой. Выработка добродетели: такого поведения, при котором человек избегает во всем крайностей. 2. Воспитание деятельной, волевой, самостоятельной личности. Развитие таких необходимых для рабовладельца качеств, как умение держать рабов в повиновении, чувство собственного достоинства, чести, храбрости, мужества. Воспитание средство укрепления государственного строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин. 3. Для всех граждан нужно одинаковое воспитание, а забота о воспитании дело государства.
54 Опора воспитательного процесса Природные задатки. Навыки. Разум.
55 Три стороны воспитания 3-м видам души (растительная, волевая, разумная)соответствуют 3 стороны воспитания, тесно между собой связанные: а) физическое, б) нравственное, в) умственное.
56 Зависимость воспитания от социального положения Все свободнорожденные граждане получают образование в государственных школах (едино- образное воспитание, приучающее к государственному порядку). Рабы рассматриваются только как «говорящие орудия», их удел физический труд.
57 Возрастная периодизация До 7 лет семейное воспитание, кормление, закаливание, гигиена ребенка, большое внимание уделяется игре. С 7 до 14 посещение государственной школы: гимнастика, чтение, письмо, грамматика, счет, рисование, пение, музыка. С 14 до 21 совмещение умственного и физического воспитания (развитие сильного, красивого, ловкого тела),выработка волевого начала. Изучаются: литература, история, философия, музыка, астрономия, математика. Женщины не должны получать равного с мужчинами образования.
58 Аристотель ( гг. до н. э.) В вопросах воспитания был не только теоретиком, но и практиком - в течение четырех лет воспитывал и обучал Александра Македонского, создал свое учебное заведение «ЛИКЕЙ».
4.Образовательные системы Античности. Основные парадигмы и принципы образования. Формы организации образовательной практики
60 Образовательная система Педагогические принципы Природосообразность – гармония Человека и Космоса. Пластичность, телесное совершенство. Эстетический, геометрический аспекты выходят на первый план. Музыка геометрических сфер (Пифагор) Нет идеи преобразования природы Культуро- и социосообразность – социально-политические, гражданские ценности как основа образования. Свобода гражданина полиса как главная ценность
61 Образовательная система Педагогические принципы Человекосообразность – человек должен быть достойным гражданином полиса: КАЛОКАГАТИЯ, САФРОСИНА, ЭПИМЕЛЕЙЯ (забота о себе). Античная система образования строилась на идеях рациональности и автономности личности, на идеях развития личности и знания как добродетели. Гуманизация образования (элитарный характер носит) Светский характер образования
62 Образовательная система Парадигмы Теоретико-социальная парадигма (Афины) Древнегреческие философы (Пифагор, Евклид, Сократ, Платон, Аристотель) Социально-дисциплинарная (Спарта) Нормативно-правовая (Рим) Цицерон, Варрон, Сенека, Плутарх,историк, «Воспитание детей», Квинтилиан «Наставления в ораторском искусстве» - 12 томов.
63 Афинская образовательная система Явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
64 Афинская образовательная система Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание. На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.
65 Афинская образовательная система Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
66 Спартанская образовательная система Преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина члена военной общины.
67 Спартанская образовательная система До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа. На первом этапе (715 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
68 На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Спартанская образовательная система
69 Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Спартанская образовательная система
70 Пайдейя периода Римской империи Переломный момент в истории пайдейи наступает тогда, когда эта практика в период эллинизма освобождается от привязки к политическому долгу граждан и оказывается искусством частной жизни. Далеко не одно и то же участвовать в управлении полисом и в управлении империей, и последнее доступно, мягко говоря, далеко не каждому.
71 Пайдейя периода Римской империи Гражданина сменяет подданный, который перестает ломать голову над тем, что такое справедливое государство вследствие совершеннейшей безнадежности этого мероприятия. Иными словами, подданный апатичен по отношению к государственным вопросам и переносит все свои интересы в частную сферу. «Эра индивида» - открытие индивидуальности в поздней античной философии, в частности, в стоицизме.
72 Нормативно-правовая парадигма образования Римско-италийское воспитание: основа греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ монополия государства. Цель воспитание верноподданной массы и чиновников, главное – знание норм и законов.
73 Организация образования в Римской империи Домашнее воспитание. До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа) массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой.
74 Организация образования в Римской империи С 7лет. Срок 2 года. Средняя ступень (грамматические школы). Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.
75 Организация образования в Римской империи С 12 лет. Срок 4 года. Школа повышенного типа. Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности.
76 Организация образования в Римской империи С 16 лет. Срок 34 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер. Для молодых аристократов: 12 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия. В III вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам.
77 Марк Туллий Цицерон (10643 гг. дон. э.) Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. 65 г. н. э.) МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42 г. - ок. 118 г.) Выдающиеся представители древнегреческой педагогический мысли
78 Культурно-исторические формы образовательной практики классической Античности Первая ступень (начальная школа). Обучение письму, чтению, счёту. Вторая ступень (среднее образование): грамматическая школа. Чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков и других) с объяснениями из всех областей знания. Палестры, гимнасии. Третья ступень (высшее образование): риторская школа. Практическое овладение искусством письменного и устного слова (ораторским искусством). Также изучались элементы права (поскольку целью была карьера судебного оратора) и философии (логика и этика). С высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование. Философская школа претендовала на статус альтернативного высшего гуманитарного образования. Философские школы различались по направлениям (платонические, перипатетические, стоические, эпикурейские и другие). Медицинская школа давала специальное образование в собственном смысле этого слова, обучая медицине.
79 Мир образования в культуре Античности ПАЙДЕЙЯ Разложение крито- микенского об-ва: изменение роли образования, преобразование форм знания (от практического – к теоретическому, от сакрального, тайного – к светскому, открытому); Социальные механизмы генезиса теоретических знаний философско- теоретические системы – возможные миры Философская картина мира (космос, социум, логос) Образ Человека: калокагатия и сафросина, своб. гражданин полиса Принципы: Природосообразность (гармония человека и космоса, телесность) Культуро-и социосообразность – социально-политические, гражданские ценности – основа образования; Пайдейя человекосообразность - эпимелейя – забота о себе
80 Мир образования в культуре Античности ПАЙДЕЙЯ Образовательная система: элитарное, светское образование Парадигмы: теоретико- социальная парадигма – учение на основе знания, способов доказательства (Афины) Социально-дисциплинарная (Спарта) Нормативно-правовая (Рим) Стратегии ( исследовательские программы): Свобода через образование, теоретическая свобода (возможные миры); Гуманизация образования Содержание образования Институты образования Персоналии Теоретический мир открыл такие новые возможности для человека, что понадобились столетия средневековья, чтобы уравновесить знания верой. Греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Во всех своих достоинствах и недостатках он дитя полиса Ж..П.Вернан_
81 Литература по теме Основная литература Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 400 с. История педагогики и образования // Васильева З.И., Седова Н.В. Буторина Т.С., Андреева И.Н. и др.; 6-е изд., перераб. – М.: Академия, – 432 с. Попов В.А. История педагогики и образования / Под ред. В.А. Сластенина; 1-е изд. – М.: Академия, – 208 с.
82 Литература по теме Дополнительная литература Аристотель. Политика // Он же. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, – С.375–644. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I. – М.: Мысль, – 860 с. [См.: «Апология Сократа», «Горгий», «Менон»]. Платон. Государство // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль. – С.79–420. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х т. Т. 1. – М.: Наука, – 702 с. [см. жизнеописание Ликурга]. Адо И. Свободные искусства и философия в Античной мысли. – М., 2002 Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. В двух томах. – М.,