Тема Основы построения экономических информационных систем
Рассматриваемые вопросы: классификация ЭИС; принципы построения ЭИС; функциональный подход к организации экономических информационных систем; процессный подход к организации экономических информационных систем.
Классификация экономических информационных систем
Структурно-функциональная организация ЭИС
Характеристика подсистем Функциональная часть: – определяет назначение ЭИС, ее основные цели, задачи, функции; – представляет собой модель системы управления экономическим объектом. – включает функциональные подсистемы, представляющие собой комплекс задач управления этим объектом; – состав функциональных подсистем различен для каждого экономического объекта и зависит от особенностей объекта управления, его масштаба, характера деятельности и других факторов. Типовые функциональные подсистемы для ЭИС промышленного предприятия : – по управлению отдельными ресурсами: сбыт готовой продукции, производство, материально-техническое снабжение, финансы, кадры; – по функциональному признаку: планирование, учет, анализ и регулирование (оперативное управление). Обеспечивающая часть – позволяет реализовать решение поставленных задач, раскрывая сущность и состав ресурсов, необходимых для функционирования ЭИС; – структура в значительной степени носит типовой характер и одинакова для ЭИС различных видов. – состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области; – среди обеспечивающих подсистем выделяют: информационное, техническое, программное, математическое, организационное, эргономическое, правовое и другие виды обеспечения. Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами.
Информационное обеспечение Информационное обеспечение (ИО) – представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. – включает:
Техническое обеспечение Техническое обеспечение (ТО) – представляет собой комплекс технических средств (КТС) сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации, необходимых для обеспечения работоспособности и эффективности функционирования ИС. ФункцияТехнические средства Сбор и ввод Клавиатура, сканер, мышь, световое перо, сенсорный экран, дигитайзеры, устройство речевого ввода Хранение Устройства хранения информации (внутренние и внешние) Передача Средства связи и передачи данных в локальных и глобальных сетях (модемы, концентраторы, маршрутизаторы, устройства оргсвязи, линии связи и др.) Обработка (преобразование информации) Компьютеры, компьютерные сети Представление и вывод Мониторы, принтеры, плоттеры
Математическое обеспечение Математическое обеспечение (МО) – представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемой при решении функциональных задач. – включает:
Программное обеспечение Программное обеспечение (ПО) – представляет собой совокупность программ, реализующих функции и задачи ЭИС. – включает:
Лингвистическое обеспечение Лингвистическое обеспечение (ЛО) – объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователя со средствами вычислительной техники – включает:
Организационное обеспечение Организационное обеспечение (ОО) – определяет порядок организационных отношений и перечень функций, которые должна выполнять каждая структурная единица (например, подразделение, отдел, отдельный сотрудник), функционирующая в условиях ЭИС – необходимо для обеспечения взаимодействия персонала ЭИС с техническими средствами и между собой в процессе решения управленческих задач. – реализуется в различных методических и руководящих материалах на всех стадиях жизненного цикла ИС и ИТ.
Эргономическое обеспечение Эргономическое обеспечение (ЭО) – комплекс методов и средств, позволяющих сформировать требования к рабочим местам, условиям работы персонала и обеспечивающих подготовку и высокоэффективную деятельность каждого работника по освоению и эксплуатации ЭИС; – включает: комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям работы персонала, программному обеспечению (дизайн экранов) и т.д.; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и эргономическая экспертиза их реализации; комплекс методов, учебно-методических материалов и технических средств, позволяющих сформулировать требования к уровню подготовки персонала и создать систему отбора кадров; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность работы специалистов в условиях ИС.
Правовое обеспечение Правовое обеспечение (ПрО) – регламентирует процесс создания и функционирования ИС и определяет, каким образом необходимо выполнять функции пользователям системы. – включает: совокупность нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих договорные отношения разработчика и заказчика в процессе создания и функционирования системы; различные внутренние инструкции организации; законодательные акты РФ, инструкции вышестоящих органов: – Федеральный закон от 25 февраля 1995г. 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» – Федеральный закон от 4 июля 1996г. 85-ФЗ «Об участии в международном информационном процессе». – Закон РФ от 9 июля 1993 г I "Об авторском праве и смежных правах" и т.д.
Функционирование ИС при позадачном подходе
Процессный подход Ориентирован на управление сквозными бизнес-процессами – процессами, связывающими воедино деятельность отдельных структурных подразделений, участвующих в создании конечного продукта. Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар, работу, услугу). Бизнес-процессы делятся на: – основные – отражают то главное, ради которого и существует предприятие ( выпуск продукции и обслуживание конечных потребителей, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции и т.д.) – вспомогательные - соответствуют управленческой деятельности (планирование, учет, маркетинг, финансовая деятельность и т.д) – сопутствующие – процессы, предназначенные для жизнеобеспечения основных и вспомогательных процессов (процессы обеспечения кадров, юридическое обеспечение и т.д.) Бизнес-процесс характеризуется: – временем начала и окончания; – интерфейсом с другими процессами; – последовательностью выполнения бизнес-операций; – владельцем бизнес-процесса, т.е. лицом, которое несет ответственность за его выполнение Бизнес-модель предприятия - структурированное графическое описание сети процессов и операций, связанных документами, информационными потоками и организационными предписаниями.
Реинжиниринг бизнес-процессов Недостатки позадачного подхода: – размытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции (работ, услуг) за конечный результат управления; – сложность увязки всех функций производства и управления в единую технологию. Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR – Business process reengineering): – появился в начале 1990-х годов; – рассматривается как дальнейшее развитие методов инжиниринга, в частности, системно-технического и информационного подходов к развитию проектирования бизнес-процессов. – предусматривает замену иерархического (структурного), строго функционального принципа управления внутри организации на процессный (межфункциональный). Под процессным подходом понимается организация и управление деятельностью экономического объекта, ориентированные на бизнес- процессы, а системное управление экономическим объектом направлено на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и взаимодействием процессов между собой.
Функционирование ИС при процессном подходе