Формирование социокультурной среды как основное условие деятельности академии. Проректор по УВР, к.м.н., доцент О.В.Ходакова Начальник отдела по ВР и СО В.В.Воронова
Воспитание - великое дело, им решается участь человека. В.Г.Белинский ВУЗ – не только «кузница кадров», но и центр культуры, нравственного воспитания, гуманистических знаний. Воспитание – процесс формирования личности человека, процесс, являющийся неотъемлемой частью процесса обучения. Весь вуз, вся деятельность и отношения – эффективная воспитательная среда. Результаты воспитательного процесса вуза проявятся в профессиональной деятельности специалиста.
Учебные формы воспитательной работы – ежедневная работа преподавателей: Неспецифическая составляющая Воздействие всей организации, атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента. Специфическая составляющая Воздействие содержания учебной дисциплины на становление личностных качеств студента.
(требование ФГОС ВПО) Формирование социокультурной среды как обязательное условие, определяющее возможность функционирования образовательного учреждения. «При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.»
«Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.» (требование ФГОС ВПО)
Социокультурная среда ГБОУ ВПО ЧГМА Социокультур ная среда ЧГМА Творческая система «СОДРУЖЕСТВО» МНО Молодёжное движение «Ты не один!» Процесс обучения Центр развития личности студента Центр национальных культур Система студенческого самоуправления Спорт и здоровье
Академический хор «Гаудеамус»
Театр-студия «На тихой улице»
Волонтёрские отряды ЧГМА
Команда КВН ГБОУ ВПО ЧГМА
Национальный студенческий ансамбль «Ургы»
Спортивный клуб ГБОУ ВПО ЧГМА
Система управления социокультурной средой ЧГМА | Ректор Проректор по УВР Отдел по ВР и СО: начальник отдела, специалист по работе с молодёжью, психолог, руководители творческих коллективов Деканы, помощники деканов, кураторы групп, кураторы общежитий, кафедры академии Система студенческого самоуправления, Совет МНО Внеучебные творческие мероприятия, работа волонтёрских отрядов, спортивного клуба, воспитание в обучении
Основные задачи отдела по воспитательной работе и связям с общественностью: Участие в организации воспитательной работы вуза Организация работы института кураторства Организация и проведение культурно-массовых мероприятий в вузе, организация участия студентов в мероприятиях городского, краевого и федерального уровней Содействие в работе студенческого самоуправления, волонтёрского движения, творческих коллективов
Основные задачи отдела по воспитательной работе и связям с общественностью: Разработка методического сопровождения воспитательного процесса Проведение анализа и контроля воспитательной работы ВУЗа Планирование внеучебных мероприятий ВУЗа Информационное сопровождение деятельности ЧГМА Подготовка информации об академии для средств массовой информации и различных организаций. Организация профориентационной работы и работы по формированию мотивации ЗОЖ в средних общеобразовательных школах г.Читы и Забайкальского края.
Анализ социокультурной среды ЧГМА (SWOT- анализ) Сильные стороныСлабые стороны 1. Функциональный принцип формирования социокультурной среды в академии 2. Взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов 3. Достаточная материально- техническая база для обеспечения постоянно-действующих творческих коллективов и спортивных секций 4. Высокий творческий потенциал студентов 5. Наличие штатных педагогов, психологов, руководителей творческих коллективов 1.Отсутствие функциональной структуры Студенческого совета 2.Низкая результативность в работе института кураторства 3.Дублирование бумажных отчетных форм (дневников кураторов, запросов деканатов по мониторингу успеваемости) 4.Недостаточная оперативность получения информации от кафедр 5.Отсутствие системной обратной связи с родителями
Анализ социокультурной среды ЧГМА Угрозы ВнешниеВнутренние 1. Низкая адаптированность студентов 1 курса 2.Несформированность нравственных ориентиров молодёжи 3.Экстремизм и ксенофобия 4.Популяризация в молодёжной среде наркомании, табакокурения, употребления алкоголя 5.Неконтролируемое информационное воздействие социальных сетей и Интернет 1.Патерналистская модель «студент-преподаватель» 2.Низкая мотивация профессорско- преподавательского состава для участия во внеучебных мероприятиях 3.Наличие меркантильных интересов у студентов как побудительных мотивов к участию в общественной жизни академии (требование ПГАС, дополнительных выплат)
Анализ социокультурной среды ЧГМА ВОЗМОЖНОСТИ 1.Развитие института кураторства (изучение, обобщение и обмен положительным опытом воспитательной работы со студентами, установление традиций в работе куратора, использование мотивационных механизмов для стимулирования работы кураторов) 2.Развитие и формирование новых творческих коллективов ЧГМА 3.Организация эффективной систематической художественно-творческой деятельности внутри вуза (привлечение профессиональных педагогов) 4.Эффективное использование ППС основных принципов воспитания в процессе обучения студентов (индивидуальный и дифференцированный подход, воспитание в группе и через коллектив, опора на положительное в личности и группе, единство, согласованность, преемственность в воспитании) 5.Развитие системы студенческого самоуправления как неотъемлемой части социокультурной среды вуза. 6.Использование законодательной основы (273-ФЗ «Об образовании в РФ»)
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких» Сократ
Спасибо за внимание!