г.Москва 2011 г. Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Внешкольное образование Украины: достижения и перспективы
Внешкольное образование Украины – это составная часть структуры национальной системы образования, статус которой закреплен отдельным законодательным актом.
- создание условий для получения воспитанниками внешкольного образования; - создание условий для получения воспитанниками внешкольного образования; - сохранение и развитие сети государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений без права их перепрофилирования, переподчинения, слияния, закрытия, передачи помещений, оборудования, техники в аренду; - сохранение и развитие сети государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений без права их перепрофилирования, переподчинения, слияния, закрытия, передачи помещений, оборудования, техники в аренду; - координация усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, объединений граждан и семьи с целью дальнейшего развития внешкольного образования. Государственная политика в сфере внешкольного образования направлена на:
17-18 лютого 2010 р. - совершенствование законодательной базы в соответствии с требованиями международных стратегий образования; - совершенствование законодательной базы в соответствии с требованиями международных стратегий образования; - обеспечение государственных гарантий доступности внешкольного образования и равных возможностей; - обеспечение государственных гарантий доступности внешкольного образования и равных возможностей; - создание условий для обеспечения эффективности и качества внешкольного образования; - создание условий для обеспечения эффективности и качества внешкольного образования; - совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий внешкольного образования; - совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий внешкольного образования; - усиление воспитательной функции внешкольного образования; - повышение социального статуса и профессионального усовершенствования педагогических и руководящих кадров системы внешкольного образования; - повышение социального статуса и профессионального усовершенствования педагогических и руководящих кадров системы внешкольного образования; - сохранение единого образовательного пространства. - развитие разных типов внешкольных учебных учреждений; Задачи центральных и местных органов управления образованием в сфере внешкольного образования:
Основные нормативно-правовые документы 1. Закон Украины О внешкольном образовании (2000 г.). 2. Указы Президента Украины : - О мероприятиях по развитию системы выявления и поддержки одаренных и талантливых детей и молодежи (2010 г.); - О положении о стипендиях Президента Украины пеобедителям Всеукраинських ученических олимпиад по базовим учебным предметам и Всеукраинского конкурса-защиты научно- исследовательских работ учащихся – членов Малой академии наук Украины (2006 г.). 3. Постановлениями Кабинета Министров Украины приняты: - Государственная целевая программа развития внешкольного образования на период до 2014 года (2010 г.); - Перечень типов внешкольных учебных учреждений и Положение о внешкольном учебном учреждении (2001 г.); - Положение о стипендиях Президента Украины пеобедителям Всеукраинських ученических олимпиад по базовим учебным предметам и Всеукраинского конкурса-защиты научно- исследовательских работ учащихся – членов Малой академии наук Украины (2006 г.);
4. Утверждены приказами Министерства: - Положения о всех видах внешкольных учебных учреждений ( г.г.); - Порядок выдачи выпускникам внешкольных учебных учреждений свидетельств о внешкольном образовании (2001 г.); - Порядок государственной аттестации общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учебных учреждений (2001 г.); - Ориентировочные критерии оценки деятельности внешкольных учебных учреждений (2003 г.); - Положение о порядке организации индивидуальной и групповой работы во внешкольных учебных учреждениях (2004 г.); - Положение о Всеукраинском конкурсе мастерства педагогических работников внешкольных учебных учреждений (2005 г.); - Типовые учебные планы для организации учебно- воспитательного процесса во внешкольных учебных учреждениях системы Министерства образования и науки Украины (2008 г.); - Примерные Типовые штатные нормативы внешкольных учебных учреждений государственной и коммунальной форм собственности системы Министерства образования и науки Украины (2010 г.)…
Типы внешкольных учебных учреждений Центры, дома, клубы научно-технического творчества, станции юных техников - Центры, дома, клубы эколого-натуралистического творчества, станции юных натуралистов - Центры, дома, клубы туризма, краеведения, спорта и экскурсий, станции юных туристов - Центры, дома, клубы художественно- эстетического творчества - Центры военно-патриотического направления - 12 Детские флотилии моряков и речников - 14 Клубы физической подготовки - 24 Малые академии наук - 18 Малые академии искусств - 5 Детские парки - 5 Другие учреждения
Количество внешкольных учебных учреждений ( года)
Охват детей внешкольным образованием ( года)
Охват детей внешкольным образованием (в разрезе регионов) Ровно Львов Ужгород Ив-Франк. Терноп Хмельн Житомир Винница Чернигов Одесса Николаев Херсон Черкаси Кировоград Сумы Полтава Днепропетровск Запоржье АР Крым Луцк Харьков Луганск Донецк Черновцы - выше 45% - 35% - 45% - 30%-35% - меньше 30% 55,3% 23% Киев Севастополь
Внешкольноеобразование Наука Природа Общество Культура Спорт Техника Исследовательско- экспериментальное Эколого- натуралистическое Научно- техническое Художественно- эстетическое Туристско- краеведческое Гуманитарное Основные направления внешкольного образования
Распределение детей по направлениям деятельности Спортивное Другие Научно-техническое Эколого-натуралистическое Туристско-краеведческчое Художественно-эстетическое
Динамика количества педагогов во внешкольных учебных учреждениях ( г.г.)
17% 24% 25% 11% 23% лет лет лет лет Свыше 55 лет Распределение сотрудников внешкольных учебных учреждений по возрасту (2011 г.)
Образовательный уровень работников внешкольных учебных учреждений Общее среднее Среднее специальное Неоконченное высшее Высшее
Гендерная составляющая кадрового обеспечения внешкольного образования
Направлена на воспитание и развитие общей культуры личности, способности к сотрудничеству, самореализации и самоопределению ІV. Социальная компетентность ІІІ. Творческая компетентность Направлена на развитие творческой деятельности, мастерства, способностей, наклонностей и воображения личности І. Познавательная компетентность ІІ. Практическая компетентность Направлена на овладение детьми понятиями, знаниями о культуре, природе, технике, обществе Направлена на формирование практических умений и навыков Компетентностный подход во внешкольном образовании – это подход, который базируется на применении в цели, задачах, содержании, формах и методах внешкольного образования компетентностей личности Основные компетентности во внешкольном образовании
17-18 лютого 2010 р. Достижения внешкольного образования: - формирование многоуровневой системы внешкольного образования; - формирование многоуровневой системы внешкольного образования; - классификация кружков, групп, творческих объединений внешкольных учебных учреждений по трём уровням (начальный, основной, высший); - расширение сети внешкольных учебных учреждений, создание учреждений нового типа, их профилизация; - диверсификация источников финансирования внешкольного образования за счет дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством. - разворачивание новых направлений внешкольного образования, модернизация учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных учреждениях; - разворачивание новых направлений внешкольного образования, модернизация учебно-воспитательного процесса во внешкольных учебных учреждениях; - деидеологизация внешкольного образования;
Перспективы развития внешкольного образования Украины: - разработка нового программно-методического обеспечения внешкольного образования на основе компетентностного подхода; - разработка нового программно-методического обеспечения внешкольного образования на основе компетентностного подхода; - поиск эффективных путей улучшения финансирования внешкольного образования и развития современных форм его организации; - поиск эффективных путей улучшения финансирования внешкольного образования и развития современных форм его организации; - совершенствование системы массовых мероприятий для детей и учащейся молодежи; - совершенствование системы массовых мероприятий для детей и учащейся молодежи; - эффективное использование воспитательного потенциала внешкольного образования; - эффективное использование воспитательного потенциала внешкольного образования; - улучшение системы подготовки педагогических кадров, их социальной защищенности; - улучшение системы подготовки педагогических кадров, их социальной защищенности;
Украинский государственный центр внешкольного образования Национальный центр Малая академия наук Украины Украинский государственный центр туризма и краеведения учащейся молодежи Национальный эколого-натуралистический центр учащейся молодежи Государственные центры внешкольного образования
Национальный эколого-натуралистический центр учащейся молодежи Национальный эколого-натуралистический центр учащейся молодежи (НЭНЦ) – внешкольное учебное учреждение, координирующее научно- методическую, организационно-массовую и учебно-воспитательную деятельность центров, домов, клубов эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, станций юных натуралистов. Направления работы: экологическое, исследовательско- экспериментальное, библиотечно-библиографическое, реабилитационно- оздоровительное, туристско-краеведческое, декоративно-прикладное, допрофессиональной подготовки, методическое, издательской деятельности, повышения квалификации и переподготовки педагогов и др. В структуру Центра входят Всеукраинская заочная биологическая школа, научное общество Эрудит, естественнонаучный лицей, школа декоративно- прикладного искусства, аквакомплекс, центр селекции и генетики, дендропарк, 14 отделов и лабораторий. НЭНЦ имеет собственный земельный участок площадью 15,3 га, столовую и общежитие на 300 мест. Адрес: Украина, 04074, г.Киев, ул.Вышгородская, 19, НЭНЦ Т./ф.: +38 (044) , Сайт: jwww.nenc.gov.ua; е-mail:
157 центров, домов, клубов, станций юных натуралистов более 131 тис. воспитанников 69 профилей 8,5 тис. объединений Эколого-натуралистическое направление
Украинский государственный центр внешкольного образования Украинский государственный центр внешкольного образования – это комплексное многопрофильное внешкольное учебное заведение, координирующее деятельность 1080 внешкольных учебных заведений Украины научно-технического и художественно-эстетического направлений, в которых обучаются свыше 1,3 млн. воспитанников. Поиск и поддержку одаренных детей центр производит через систему массовых мероприятий (районных или городских, областных, всеукраинских). Традиционно всеукраинские массовые мероприятия совмещаются с оздоровлением и отдыхом детей и молодежи. Адрес: Украина, 01021, г. Киев, Кловский спуск, 8, УГЦВО. Т./ф.: +38 (044) , Сайт : е-mail:
Адрес: Украина, 01135, г.Киев, ул. Пестеля, 7, УГЦТКУМ. Т./ф.: +38 (044) , , , Центр является координатором учебно-методической, организационно-массовой и учебно-воспитательной работы центров туризма и краеведения обучающихся и внешкольных учебных учреждений военно-патриотического направления, проводит информационно-методическую и организационно-массовую работу со студенческой молодежью. Украинский государственный центр туризма и краеведения учащейся молодежи Украинский государственный центр туризма и краеведения учащейся молодежи – профильное внешкольное учебное учреждение, которое средствами туризма, краеведения, спорта и экскурсий предоставляет детям и молодежи внешкольное образование, направленное на получение знаний, умений и навыков по интересам, обеспечивает потребности личности в творческой самореализации и организации содержательного досуга во внеурочное время.
Национальный центр Малая академия наук Украины МАНУ – форма организации исследовательско-экспериментального направления внешкольного образования, целостная, многоуровневая система поиска и отбора одаренных детей. МАНУ объединяет 27 территориальных отделений регионального уровня, которые руководят работой районных территориальных отделений и научных обществ учащихся. Задачи: реализация государственной политики в области работы с одарёнными детьми; поиск, развитие и социальная поддержка одарённых учащихся; привлечение одарённых детей к научно-исследовательской деятельности; обеспечение потребностей учащихся в профессиональном самоопределении и творческой самореализации; создание благоприятной социальной среды для одарённых детей Украины; внедрение в учебный процесс современных приемов и методик, ориентированных на исследовательскую деятельность учащихся; организация социальной поддержки талантливых педагогов, воспитывающих научную смену.
Приоритетные направления деятельности МАНУ: - популяризация деятельности МАНУ, достижений одарённой молодежи, передового педагогического опыта; - сотрудничество с учебными и научными учреждениями, общественными организациями; международное сотрудничество; - повышение профессиональной компетентности педагогических кадров системы МАНУ; - научно-методическое обеспечение исследовательско- экспериментального направления внешкольного образования; - проведение массовых мероприятий с одарёнными детьми; - образовательные проекты МАНУ. Всего в системе МАНУ работает более 7 тыс. кружков, секций, в которых научной деятельностью занимаются более 200 тыс. юных исследователей (33,1% – это учащиеся школ сельской местности).
Структура научных отделений МАНУ
15,4% 56,6% 28% Педагоги внешкольных учебных учреждений Учителя общеобразовательных учебных учреждений Преподаватели высших учебных учреждений Педагогический состав МАНУ Помогают юным исследователям в их научном поиске более 6,5 тыс. педагогических и научно- педагогических работников учебных учреждений, из них более 1,5 тыс. кандидатов наук, 300 докторов наук. Адрес: Украина, 01023, г.Киев, ул.Эспланадная, 20, НЦ «МАНУ». Т./ф.: +38 (044) , Сайт: е-mail:
Спасибо за внимание!