ШАХМАТЫ - БОЛЬШЕ, ПРОСТО ИГРА! ЧЕМ Исследовательская работа учащегося 3 «Б» класса МОУ СОШ 15 г.Заринска Маковеева Никиты Руководитель: Сергеева Наталья Викторовна
Гипотеза: Шахматы - это не только увлекательная игра, но и оригинальный способ развития мышления, памяти, познания себя и окружающего мира. Игра в шахматы способствует лучшему усвоению школьной программы.
Цель работы: привлечь внимание к необходимости организации шахматного кружка в школе. Задачи работы: определить содержание понятий по теории игры в шахматы; разработать вопросы и провести анкетирование учащихся, родителей; проведение эксперимента; проведение социального опроса учеников; сделать выводы о влиянии шахмат на развитие интеллектуального роста школьника
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в VVI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.
Я познакомился с шахматами, когда мне было шесть лет. Играть в шахматы меня учил папа. Сейчас мне девять, но по - настоящему выигрывать я ещё не научился. Игра в шахматы, по моему мнению, не только развивает ум, а также учит проигрывать. Ведь не всегда в жизни бывают первые места. Нужно уметь достойно проигрывать, и всегда стремиться к лучшему результату.
ШАГ 1: Анкетирование Для начала хотелось бы узнать мнения учеников моей школы, их отношение к игре в шахматы. Мы провели анкетирование среди 124 человек: учащихся классов нашей школы
Популярность шахмат среди моих одноклассников велика. Однако серьезно шахматами занимаются лишь два ученика из 4 класса.. Анкетирование показывает, что желание посещать шахматный кружок есть у 58 % учащихся классов.
Анкетирование «Влияние игры шахмат на успеваемость в школе» Из диаграмм видно, что процент учащихся на «4» и «5» выше среди учеников, умеющих играть в шахматы. В то время как процент учащихся, имеющие оценку «3» в четверти, выше у ребят, не умеющих играть в шахматы.
ШАГ 2: Эксперимент «Влияние шахмат на успеваемость в школе» Был проведен шахматный турнир в 3 «Б классе». Проанализировав успехи победителей, мы попытались установить взаимосвязь между игрой в шахматы, успеваемостью в школе и общественной жизни.
Наши победители Татьяна Липс (круглая отличница) Никита Курилов (хорошист)
ШАГ 3: Социологический опрос. Проведем социальный опрос среди 100 учеников средних и старших классов нашей школы, чтобы узнать их отношение к игре в шахматы. Результаты опроса показали, что ученики нашей школы с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы. Но одного желания мало, нужны ещё и серьёзные занятия.
Шаг 4: Интервью с тренером шахматного кружка Лиске Эрвеном Гербертовичем Маковеев Никита: На сколько важным Вы считаете организацию шахматных кружков в школах или может, как в некоторых регионах считаете, что шахматы должны стать одним из основных предметов в школе? Лиске Э.Г. : Безусловно, не каждый ребёнок, научившийся играть в шахматы, станет гроссмейстером, но польза от этой игры очевидна. И если она будет включена в школьную программу или будет создан шахматный кружок, то ученики от этого только выиграют. Ведь шахматы это что-то большее, чем простая игра.
Шаг 5: Интервью с директором школы 15 г.Заринска Макашенцем Петром Ильичем Маковеев Никита: Вы считаете нужным организовать шахматный Кружок в нашей школе? Макашенец П.И.: Все зависит от желания учеников. После приведенных результатов Вашего исследования, этот вопрос будет рассмотрен.
ВЫВОД Анализ научной литературы, опрос среди учеников нашей школы, анкетирование и эксперимент, проведенные в начальных классах, а так же мнения тренера шахматного кружка и директора школы 15 г. Заринска позволяют считать, что наша гипотеза полностью доказана.
Заключение Хочется отметить, что взрослые прислушались к желанию детей. Макашенец Петр Ильич и Лиске Эрвен Гербертович не оставили без внимания наши пожелания и решив все, стоящие на пути, проблемы, открыли в школе 15 г. Заринска шахматный кружок. Первые занятия прошли 4 февраля 2013 года.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!