Разработка образовательных программ и стандартов для обучения кадров в области доступного туризма Павлов Е.А. ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» Институт туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса Москва – г. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Минспорттуризм РФ. Туризм, по массовости, на 12 месте из 135 видов спорта. (Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 г. (Форма 1-ФК))
Туризмом занимается более двух тысяч инвалидов, что является 16-м показателем по количеству занимающихся инвалидов среди всех видов спорта и 9-м показателем среди наиболее массовых видов спорта. Сведения об адаптивной физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 года. Форма 3-АФК РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (в ред. Приказа Минобрнауки РФ 1061 от г., зарегистрирован в Минюсте г.) Укрупнённая группа направлений подготовки «Физическая культура и спорт» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА Бакалавриат (академический бакалавр) Магистратура (Магистр) Кадры высшей квалификации «Физическая культура»; «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм» «Физическая культура»; «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; «Спорт» «Физическая культура и спорт» (Исследователь. Преподаватель- исследователь)
Стандарт «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм» Предмет труда бакалавра - социальное, психофизическое здоровье личности. Ведущее содержание профессиональной деятельности: разработка и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Стандарт «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические, психические, социальные и духовные характеристики лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Стандарт «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» Область профессиональной деятельности бакалавров: спортивно-оздоровительный туризм; физическая (физкультурно-спортивная) рекреация и реабилитация; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрия туризма, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; иные услуги в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Профили подготовки, реализуемые в настоящее время в рамках ФГОС ВПО «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм» «Менеджмент рекреации и туризма»; «Менеджмент санаторно-курортной рекреации»; «Спортивно-оздоровительный туризм». «Доступный туризм» (или «Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья»)???? РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
Отдельные дисциплины профессионального цикла ФГОС ВПО «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» - профиль «Спортивно-оздоровительный туризм». РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА Базовая частьВариативная часть (профиль) Безопасность жизнедеятельности Рекреалогия Курортология Физиология человека Анатомия и морфология человека Мониторинг физического состояния человека Теория и методика физической культуры Экономика рекреации и туризма Теория и методика физической рекреации Основы менеджмента рекреации и туризма Физическая реабилитация Маркетинг рекреации и туризма Основы спортивно-оздоровительного туризма Базовые виды физкультурной рекреации Теория и методика туризма (4 вида туризма по выбору вуза) Топография и ориентирование на местности Поисково-спасательные работы в условиях природной среды Спортивно-оздоровительный туризм для лиц с отклонениями в состоянии здоровья Безопасность в туризме Видео-фото дело Технологии массовых туристских мероприятий Организация и технология проведения учебных мероприятий в туризме Нормативно-правовые основы туристской деятельности Туристские формальности Краеведение Иностранный язык (профильный) Теория и методика культурно-досуговой деятельности Экскурсоведение Этикет и гостеприимство Менеджмент туроперейтинга
Особенности формирования профиля подготовки бакалавров (магистров???), связанного с организацией доступного туризма в рамках ФГОС ВПО «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» или ФГОС ВПО «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Особенности туризма пожилых людей. Особенности туризм инвалидов: инвалиды с нарушением функции зрения; инвалиды с нарушением функции слуха; инвалиды с нарушением функции передвижения; инвалиды с заболеванием внутренних органов; туризм для детей инвалидов. Особенности медицинского сопровождения и мониторинга психофизического состояния человека (входной, текущий, послепоходный контроль). Особенности транспортного обеспечения. Особенности средств размещения. Особенности материально-технического обеспечения. Особенности питания. Климатогеографические особенности доступного туризма для различных категорий вовлечённых в доступный туризм. Особенности подготовки гидов-проводников для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Особенности культурно-досуговых мероприятий. Особенности обеспечения безопасности доступного туризма. Особенности подбора вида туризма, в зависимости от категории занимающихся. И т.д. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Павлов Е.А., РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА