Проектирование предметной программы учителя Научно-исследовательский институт столичного образования МГПУ Апрель 2014
Нормативно-правовое обеспечение разработки рабочей предметной программы ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от г. 1015) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от г. 1897)
ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ) Ст.12, п.7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, …), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от г. 1015) 10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся). 11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от г. 1897) Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от г. 1897)
Рабочая программа педагога Рабочая программа педагога - это нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской программы по учебному предмету, с учетом специфики образовательной организации, средств обучения, особенностей контингента обучающихся и т.д.
Рабочая программа педагога Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС.
Рабочая программа педагога – компонент основной образовательной программы Структура: ФГОС п Положение о рабочей программе педагога
Титульный лист - полное наименование образовательной организации, - гриф утверждения программы; - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.
1. Пояснительная записка - Особенности образовательной политики организации; образовательные потребности и запросы обучающихся с учётом возрастных особенностей обучающихся, особенности контингента обучающихся, в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. - Региональные, национальные и этнокультурные особенности. - Цели отражают системно - деятельностный подход и логику результатов освоения предмета за курс ООО: личностных, метапредметных, предметных. - Задачи формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий: при формировании и развитии личностных результатов; при формировании и развитии регулятивных УУД; при формировании и развитии познавательных УУД; при формировании и развитии коммуникативных УУД. - Логические связи данного предмета с предметами учебного плана и плана внеурочной деятельности; - Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса Роль учебного предмета в реализации целей ООО Обоснование распределения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОО) Краткое обоснование выбора учителем конкретной авторской программы (или Примерной программы) и учебно- методического комплекта. При составлении рабочей программы учитель может использовать несколько авторских программ, а также внести в авторскую (Примерную) программу изменения, в случае: - дополнения новыми темами определенного раздела; - увеличения количества часов на тот или иной раздел, тему, - перераспределения количества часов внутри раздела, темы, - изменения последовательности изучения учебного материала.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане - преемственность в преподавании предмета по уровням обучения; - специфические компетенции предмета (ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально- трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования); - направления и формы интеграции урочной и внеурочной деятельности; - возможности предмета в формировании и развитии универ сальных учебных действий, проектных и исследовательских умений; - потенциал учебного предмета в решении задач воспитания обучающихся на уровне ООО; - процесс развития ИКТ - компетентности обучающихся.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета определяются на основе «Планируемых результатов освоения ООП ООО» и распределяются по годам обучения на уровне ООО. Для оптимизации работы с тематическим планированием (п.6) в данном пункте следует принять систему сокращений в наименовании результатов освоения конкретного учебного предмета, курса: - Личностные результаты (ЛР1, ЛР2…) отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета. - Метапредметные результаты (МР1, МР2..) характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся. - Предметные результаты (ПР1, ПР2…) характеризуют формирование основ, опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
5. Содержание учебного предмета, курса Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей учебного предмета с предметами учебного плана; Перечень и название раздела и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела, темы; содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы обучающихся, направления творческой и проектной деятельности. общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Распределение учебного материала в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации на каждый год обучения ООО. Разделы и темы тематического планирования должны соответствовать содержанию учебного предмета. Необходимо показать: - распределение тем внутри разделов с указанием учебных часов; - распределения содержания учебного материала по классам обучения; - характеристику основных видов учебной деятельности; - соответствие видов учебной деятельности планируемым результатам
7. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса - используемый УМК, соответствующий федеральному перечню учебников и учебных пособий; - список литературы, который учитель использовал при составлении рабочей программы, - список литературы, развивающей познавательный интерес обучающихся к предмету, в т. ч. электронные образовательные ресурсы; - список методической литературы для учителя, в т. ч. электронные образовательные ресурсы; - банк контрольно-оценочных материалов, заданий (КИМов) или ссылка на имеющийся банк заданий; - банк творческих заданий для обучающихся (темы проектов, сочинений и наблюдений, ролевых игр). Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса включает в себя характеристику используемого наглядного материала (таблицы, макеты, различные тематические коллекции), список оборудования и приборов, характеристику образовательного пространства учебного кабинета, соответствие имеющегося материально-технического обеспечения запланированным видам деятельности и содержанию учебного курса.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Планируемые результаты рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях и должны быть представлены по годам обучения по двум уровням: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Планируемые результаты должны соответствовать п.4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» в структуре рабочей программы и требованиям контролируемости учебных достижений. Целесообразно в данном пункте указать критерии оценивания достижения обучающимися планируемых результатов по предмету. Рекомендуется прописать типы заданий, которые может использовать учитель для оценивания достижения обучающимися планируемых результатов (например, контрольная работа, тесты с открытым ответом, задания на сопоставления и т. д.)
19 Методическое сопровождение реализации предметной рабочей программы в условиях образовательной организации Функции методического сопровождения Мотивационно -целевая Информационно -аналитическая Конструктивно -прогностическая Корректирующая Проблемно -диагностическая Организационно -исполнительская