Инновационные конфликты Тема 13
Инновации Инновации Инновации – это внедрение элементов одной культуры в другую. Инноватика Инноватика – область науки, которая занимается процессом создания, внедрения и распространения инноваций. Нововведение Нововведение – не все новое. А лишь та идея, которая еще не внедрялась. То, что происходит естественным путем, нововведением не является.
Противоречивость Нововведение всегда противоречиво, потому что в коллективе всегда есть новаторы и консерваторы Новаторы Консерваторы Это неугомонные люди, которые привыкли жить в ногу со временем и ищут всегда и везде чего-то нового и интересного. Без таких бы людей жизнь была бы скучна и сера. Они - возмутителями спокойствия Консерваторы же боятся всего нового или из принципа, или из-за беспокойства за то, что их труд станет никому не нужным, и они могут лишиться рабочего места
Противоречивость Нововведение всегда противоречиво, потому что в новое – не всегда есть лучшее. Нововведение не дает уверенности в том, что оно окажется оправданным. Чем выше нововведение – тем чаще конфликт!
Готовность к инновациям Готовность человека к любой деятельности, в том числе и готовность учителя к реализации инновационных педагогических идей, можно выразить формулой: "готов = хочу + знаю + умею". "готов = хочу + знаю + умею". Эта формула отражает три аспекта готовности: мотивационный или личностный, информационный и деятельностный. Хочу Знаю Умею
Поведение Поведение в инновационных конфликтах Истинные мотивы конфликтов часто скрыты. (Консерваторы скрывают в 5 раз чаще). Инициатор – чаще новатор, а не руководитель. Новатор вступает в конфликт с руководителем Новатор использует около 30 способов борьбы: Использует убеждение – в 74% случаев, Обращается за поддержкой к окружающим – в 88%, Использует критику – в 44% Информирует о своих нововведениях – в 50% случаев.
Поведение Поведение в инновационных конфликтах Консерватор использует: Критику – в 49% случаев, Грубость – в 36%, Убеждение – в 23% Увеличивает нагрузку новатору – в 19% случаев, Использует угрозы, компромат – в 77%. Существует прямая связь между нравственными качествами педагогов и методами борьбы
Поведение Поведение в инновационных конфликтах У новатора У новатора – более общественная ориентация. У консерватора У консерватора – более личная. Это порождает конфликт
Инновационные идеи в образовании способность признать ученика знающим, имеющим собственные представления о мире и собственное мнение; способность видеть любое своё действие глазами ученика, способность и желание выявить у ученика его взгляд, его видение; убеждённость в том, что учитель и ученик могут быть равноправными партнёрами в учебном процессе; отсутствие страха перед собственным незнанием, отсутствие позиции "абсолютного знайки" по отношению к ученику; умение включать в учебный процесс субъективный опыт каждого учащегося;
Как предупредить инновационный конфликт Грамотно разработать нововведение. Поэтапно внедрять. Учитывать психологический фактор: Низкий уровень негативных эмоций; Учет правоты консерваторов; Поддержка коллег; Чем больше информированность всех о нововведении, тем острота конфликта ниже.
Появились вопросы?