Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
Выделение признаков Выделение признаков сходства и отличия Вывод Выделение признаков существенных и несущественных Вывод Выделение признаков существенно общих Вывод Сравнение Абстрагирование Обобщение Анализ ТАБЛИЦА 1
– практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или сторон объекта в отдельности как части целого. Анализ
– мысленное выделение существенных особенностей предметов и явлений и отвлечение от несущественных при рассмотрении их с определенной точки зрения Абстрагирование
- как операция логического мышления имеет функцию, отвечающую за выделение существенно-общих признаков, и зависит от функционирования анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования Обобщение
Воспроизводст во готовых знаний Знание сущности операции Знание функции операции Знание структуры операции Применение логических операций на практике Перенос логических операций 1 УРОВЕНЬ 2 УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СВЯЗЬ КРИТЕРИЕВ И УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ перейти
Этот критерий показывает способность ученика активизировать работу памяти, восстанавливая необходимые на данный момент знания, а также умения выполнять логические операции неосознанно, в основном, заучивая, подражая учителю, либо исходя из логики содержания учебного материала. Воспроизводство готовых знаний фактов, явлений, понятий, законов, теорий.
Без знания сущности операции нельзя иметь какого-либо представления об их назначении и функционировании. Знание сущности и функции логической операции.
Учащиеся знают, с какой целью производится выбранная ими операция; знают структурные компоненты и их последовательность выполнения, т.е. алгоритм или предписание; умеют делать правильное заключение – вывод. Знание структуры операции.
Ученик готов выполнить простые, стандартные и алгоритмические задания, в которых необходимо использовать логические операции. Применение на практике логических операций.
Ученик готов решать задачи повышенной трудности, которые предполагают умение оперировать логическими операциями. Кроме того, он способен переносить эти умения в новые, изменяющиеся, нестандартные условия, т.е. проявлять творчество в разных сферах деятельности. Мы предлагаем свою классификацию и трактовку уровней сформированности логических операций, обобщенную нами на основе анализа названных выше работ. Перенос операции в новые нестандартные условия.
Ученик не знает сущности и функции логических операций. Не знаком с их структурой, производит их неосознанно: интуитивно или подражая. Попытки выполнения задания осуществляются с опорой на выученные факты, понятия, формулы. Практические задания в большинстве случаев не выполняет. 1 уровень.
Ученик знает сущность, но не понимает функции логических операций, имеет элементарное представление об их структуре. Использует их на практике для решения простых стандартных и алгоритмических заданий. 2 уровень.
Ученик знает сущность и понимает функции логических операций, знаком с их структурой, осуществляет выполнение каждого этапа осознанно и целенаправленно, легко перенося умения в новые, изменяющиеся условия. Он готов решать задачи повышенной трудности. 3 уровень.
Клас сы Уровн и Анализ % Синтез % Сравнение % Абстрагирование % Обобщение % Классификация % эксперконтрэксперконтрэксперконтрэксперконтрэксперконтрэксперконтр Таблица 3
Контрольные классы Экспериментальные классы АБСТРАГИРОВАНИЕ ОБОБЩЕНИЕ
Экспериментальные классы Контрольные классы КЛАССИФИКАЦИЯ СИНТЕЗ
Тема : « Какого цвета небо ?»