МЕТОД ПРОЕКТОВ И ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОЛАТ Е.С.
Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Гуманистическая педагогика Личностно ориентированный подход Конструктивизм Формирование критического мышления
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ « Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика… Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как». (Карл Роджерс, «Свобода учиться»).
КОНСТРУКТИВИЗМ Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность ученика осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления.
ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Интеллектуальные умения критического мышления Умение осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; Умение осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; Умение анализировать информацию; Умение применять полученные данные для решения поставленных задач; Умение обобщать полученные данные, делать выводы; Умение оценить полученные знания, информацию.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И КОНСТРУКТИВИЗМ Обучение в малых группах сотрудничества. Метод проектов. Дискуссии. Мозговая атака Ролевые игры проблемной направленности. Разноуровневое обучение «Портфель ученика»
МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов Обучение в сотрудничестве Дискуссии Ролевые игры Портфель ученика Мозговая атака ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
ОБУЧЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА Малые группы сотрудничества Обучение в команде (Р.Славин) Обучение в команде (Р.Славин) Учимся вместе (Д. Джонсон, Р.Джонсон) Учимся вместе (Д. Джонсон, Р.Джонсон) Групповые исследования (Шломо Шаран) Групповые исследования (Шломо Шаран) Подумай-поделись с партнером (Спенсер Каган) Подумай-поделись с партнером (Спенсер Каган) Метод экспертов («пила») (Эл.Аронсон) Метод экспертов («пила») (Эл.Аронсон)
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ Группы студентов формируются пре- подавателем. При этом в каждой группе должен быть сильный студент, средний и слабый. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распре- деление ролей между участниками группы. Оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу).
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная). Проекты: -практико-ориентированные, -информационные, -творческие.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Предметно-содержательная область. Проекты : - моно-проект ( в рамках одной области знания), - межпредметный проект.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Характер координации : (скрытый, явный) Характер контактов: -внутришкольный; -Региональный; -Международный.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение) Количество участников проекта: - индивидуальные, - парные, - групповые. Продолжительность проекта: - краткосрочные, - долгосрочные.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1.Представление проблемной ситуации: -вербально; -с помощью видеоряда; -с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) 8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Для целей: Организации интерактивных дидактических игр; сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов; Проведения экологических, социологических проектов; создания совместных творческих продуктов; организации совместных полевых работ, практических экспериментов; совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования; Совместная разработка туристических маршрутов, пр.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема и проблема проекта Подпроблема 1 Подпроблема 2 Подпроблема 3 Координация Научно-практическая конференция
КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;
КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.
УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. Первый уровень : соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает.
УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Третий уровень предполагает, что пре- подаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА Поиск участников проекта; при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта); связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта; сбор и распространение информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.