Дальтон-технология или Лабораторный план
Свобода Самостоятельность Сотрудничество Концептуальная составляющая
Свобода – это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей. Внутренняя свободаВнешняя свобода 1. Сознательный выбор человеком линии поведения в данной ситуации. 2. Способность выйти за пределы данной ситуации, спроектировать иную ситуацию, организовать практическую деятельность по достижению иного. 3. Возможность обрести смысл жизни.
Концептуальная составляющая Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Ответственность Осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Свобода Право выбора учеником предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Ученик осуществляет свободное учение.
Концептуальная составляющая Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность в принятии решений и ответственности за этот выбор.
Концептуальная составляющая Сотрудничество – это выбор формы учебно- познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: одноклассникам, учителям, родителям. Это даёт возможность школьникам учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в коллективе.
Концептуальная составляющая Традиционный подходСотрудничество Основа – выполнить задание.Основа – построить отношения. Учитель –субъект. Ученик – объект. Учитель – субъект. Ученик – субъект. Главное – получить результат.Главное – получить опыт общения, обмена мнениями, опыт установления партнерских отношений. Индивидуальное представление результата.Совместный анализ полученных результатов, выражение собственного мнения партнеров и представление результата каждым. Требовательность с принуждением.Требовательность без принуждения. Совместное решение одного задания, результат деятельнсоть одного-двух человек в группе присваивается каждым. Самостоятельная учебная деятельность, партнеры как консультанты, помощники. Каждый получает индивидуальный результат. Распределение по группам предшествует выбору задания. Объединение в команду, пару происходит после выбора задания, исходя из личных предпочтений.
Идея Работай с кем хочешь; спрашивай кого хочешь; отвечать за выполнение задания будешь сам.
Содержательная составляющая Цели Дальтон-технологии: 1.обеспечить индивидуализированное развитие ученика; 2.обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответсвенности в учебно- познавательной деятельности.
Содержание Дом Лаборатория Задания
Содержание Задания составляют содержательную основу технологии Дальтон. Они должны носить творческий характер. В каждом задании определяется задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. ВОПРОС Мы живем в век информационно коммуникационных технологий, но при этом пользуемся такими мерами, как фут, миля, дюйм. Останутся ли существующие единицы измерения или на смену им придут другие?
Содержание задания носят уровневый характер; задания охватывают достаточный объём учебного материала; чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; задание должно быть понятным и интересным ученику; задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним; задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля (например, выступение в группе); ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью; содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение.
Содержание Лаборатория – это время в расписании ученика, отведённое для самостоятельно работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. ВремяСекцияКабинет Биология Черкашина С.Б География Якушевич Е.В Физика Андронова В.П Химия Хмелева Н.Ю. 22
Содержание Дом это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора партнёра в работе; наличие группы консультантов, готовых в любо момент оказать помощь.
Процессуальная составляющая Выделяют четыре формы реализации Дальтон-плана Классное учебное занятие. Коллективный урок. Лабораторное занятие. Конференция.
Процессуальная составляющая Классное учебное занятие Это занятие, имеющее своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные занятия, занятия коллективной рефлексии.
Процессуальная составляющая Коллективный урок Наличие проблемы, которая возникла у большинства учащихся в время практической деятельности. Учитель организатор и участник процесса обсуждения. Ученик участник и субъект организационной деятельности. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы с выходом на последующую деятельность через возникшие вопросы и затруднения.
Процессуальная составляющая Лабораторное занятие Наличие места, где сосредоточена необходимая литература, пособия, справочники. Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания. Присутствие одного или нескольких консультантов.
Процессуальная составляющая Конференция Отличительная черта конференции состоит в организации обсуждения вопросов, желательно интерактивного характера. На конференции необходимо представить и свою позицию, свой взгляд на решение той или иной проблемы (вопроса). 1.Соблюдай регламент! 2.Не комментируй услышанное во время выступления товарища! 3.Задавай вопросы корректно! 4.Не мсти! 5.Не высмеивай недостатки и оплошности! 6.Не переноси личные отношения на оценку! 7.Помни, сколько людей, столько и мнений!
Технологический инвариант и вариативная составляющая Использование собственных методов, не противоречащих идее и процессуальной части технологии. Метод проектов. Исследовательская деятельность. Продуктивное обучение. Техники ТРКМ. Стратегии ТРИЗ. Методика решения ситуационных задач. Цель – Средства – Условия – Результат Использование авторских подходов к оцениванию личных достижений и роста учащихся.