Как построить конструктивное общение с учениками Техника обратной связи с использованием Я-сообщения Как построить конструктивное общение с учениками Техника обратной связи с использованием Я-сообщения Как построить конструктивное общение с учениками Техника обратной связи с использованием Я-сообщения педагог-психолог ГБОУ СОШ г.Москвы 2045 Моисеенкова Светлана Викторовна
учитель-учитель В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 1
ученик-ученик В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 2
учитель-ученик В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 3
Что делать, когда нас с вами переполняют эмоции? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом.
Шаг первый Научиться определять свои чувства Ситуация 1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. Ситуация 1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. Ситуация 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Ситуация 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». Ситуация 3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…» Ситуация 3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…»
Шаг второй Сказать о своих эмоциях и чувствах Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. 1. На уроке ученик отвлекает соседа по парте и игнорирует неоднократные замечания педагога. 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит:«Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит:«Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». 3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…» 3. Начался урок. Все учащиеся успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто- то начал громко смеяться. Когда учитель удивленно посмотрел на учащегося, тот заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас…» Меня сильно раздражает, когда ученики (второклассники) нарушают дисциплину на уроке Меня сильно раздражает, когда ученики (второклассники) нарушают дисциплину на уроке Сколько раз я тебе говорила, не смей нарушать порядок. Ты мешаешь всему классу. Сколько раз я тебе говорила, не смей нарушать порядок. Ты мешаешь всему классу. Мне очень неприятно, когда одноклассники не хотят работать вместе и обижают друг друга, меня это расстраивает. Тебя никто не спрашивает, все равно придется. Я люблю, когда на моих уроках у учеников хорошее настроение, меня это очень радует. Ничего себе! А что тебе смешно? Ты что, в цирке? «Я-СООБЩЕНИЕ» «ТЫ-СООБЩЕНИЕ» - взрослый высказывает по отношению к ребенку критику, обвинение, выпад; - ребенок чувствует обиду, защищается, дерзит. - взрослый высказывает по отношению к ребенку критику, обвинение, выпад; - ребенок чувствует обиду, защищается, дерзит. -позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме; -дает возможность детям ближе узнать взрослых; -ребенок чувствует, что имеет право выбора. -позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме; -дает возможность детям ближе узнать взрослых; -ребенок чувствует, что имеет право выбора.
«Я-сообщения» и «Ты-сообщения» «Мне неприятно, что ты такая неряха!» «Меня возмущает твоя безалаберность!» «Меня удивляет, что взрослые ученики не могут выполнять правила поведения» «Мне нравится, когда в классе царит спокойствие» «Что ты носишься по классу, как угорелый! Ты не на стадионе!» «Перестань болтать, ты мне мешаешь!»
Шаг третий Использовать высказывания в безличной форме В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 4
Использовать высказывания в безличной форме «Меня возмущает твоя безалаберность!» «Меня возмущает твоя безалаберность!» «Мне неприятно, что ты такая неряха!» «Мне неприятно, что ты такая неряха!» «Мне неприятно проверять неаккуратные работы». «Меня возмущает, когда не выполнено домашнее задание». Ученик не выполнил домашнее задание Ученик не выполнил домашнее задание У ученицы в тетради«грязь», из-за чего вы вынуждены постоянно снижать отметки У ученицы в тетради«грязь», из-за чего вы вынуждены постоянно снижать отметки
«я-сообщение» 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО
учитель-ученик В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 3
«я-сообщение» 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО
учитель-учитель В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 1
«я-сообщение» 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО
ученик-ученик В презентацию включены видеофрагменты, которые размещены в документах выше видеофрагмент 2
«я-сообщение» 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 3 шаг СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В БЕЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 2 шаг ВЫРАЗИТЬ ЕГО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО 1 шаг ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЕ ЧУВСТВО
Приятного общения! Спасибо за внимание!