Причины школьной неуспеваемости Педагогический совет Мустйыэ гимназии г. Таллинна 2006/2007 учебный год Участники: педагоги и администрация Мустйыэ гимназии г.Таллинна
Основные этапы подготовки и проведения педсовета Планирование педсоветов на год, исходя из цели школы Предварительная подготовка конкретного педсовета Непосредственное проведение педсовета Работа по выполнению решений педсовета
Педагогический совет « Причины школьной неуспеваемости» Приоритетная учебно – методическая проблема гимназии в 2006/2008 уч. году:включение каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активного участника Причина проведения педсовета: увеличение количества неуcпевающих учащихся по различным предметам
Цель педсовета Исследование причин неуспеваемости учащихся, поиск вариантов решения проблемы преодоления школьной неуспеваемости, выработка единой педагогической стратегии в работе с учениками разного уровня развития
Подготовительная работа проведение опроса среди учащихся (систематизированные данные в наглядном виде предоставляются педсовету) создание рабочей группы педсовета (ведущий педсовета, ответственный за теоретическую часть, ответственные за рабочие вопросы подготовки) разделение участников педсовета на группы
Опросник для учеников каким учеником ты себя считаешь? чья заслуга в том, что ты успешен (или кто виноват в том, что ты неуспешен)? почему ученик стал неуспевающим? с какими трудностями ты чаще всего сталкиваешься в учебе?
Порядок проведения педсовета Постановка проблемы,объяснение цели педсовета ( директор) Выступление психолога - психологическая и педагогическая трактовка причин возникновения школьной неуспеваемости, комментарий к проведенному в школе исследованию Групповая работа учителей по обозначенной тематике Принятие решения педсовета
Школьные трудности Школьные трудности – весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе
Школьные трудности Школьные трудности приводят к: функциональному напряжению ухудшению здоровья нарушению социально- психологической адаптации снижению успешности обучения
Школьные трудности Неуспеваемость – неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или году. Школьная дезадаптация – состояние учащегося, при котором он не усваивает учебную программу, испытывает трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Школьная неуспеваемость Степени школьной неуспеваемости Причины ее возникновения 1. Общее или глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время) Неподготовленность Неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства) Нерадивость, лень Недостаточный уровень общего развития 2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) Недостатки преподавания Недоработки в предыдущих классах Отсутствие интереса к учебе, сознательности 3. Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету) Недочеты преподавания Неаккуратное посещение школы
Результаты опроса учеников Каким учеником ты себя считаешь?
Работа в группах Вопросы для групповой работы вопрос 1 Дайте словесный портрет неуспевающего ученика. Какой он и как себя ведет?
Неуспевающий ученик
Результаты опроса учеников Чья заслуга в том, что ты успешен?
Результаты опроса учеников Кто виноват в том, что ты не успеваешь в учебе?
Работа в группах Вопросы для групповой работы Вопрос 2 В чем причины неуспеваемости ученика?
Причины неуспеваемости учеников ТМГ (мнение учеников) 6 «Б» (23 чел.) 7 «Б» (25 чел.) 8 «Б» (24 чел.) 10 «Б» (25 чел.) Ленится Не делает дом.зад Не понимает материала Учитель плохо объясняет 0446 На уроке неинтересно 6656 Некому помочь3356 Нет времени на учебу 5735
Трудности в учёбе учеников ТМГ 6 «Б» (23 чел.) 7 «Б» (25 чел.) 8 «Б» (24 чел.) 10 «Б» (25 чел.) Не понимают объяснения учителя на уроке Не могут самостоятельно делать дом.работу 1025 Не умеют пользоваться источниками информации 1200 Не умеют планировать время2237 Несправедливость учителя1932 Страх перед учителем2020 Большой объем дом.зад Непонимание со стороны окружающих 1340 Отсутствие интереса к предмету 43812
Причины неуспеваемости учеников ТМГ (мнение учителей) Низкий уровень развития познавательных процессов 9 чел. Лень ученика10 чел. Наследственность2 чел. Неподходящий ученику стиль преподавания1 чел. Неумение учителя заинтересовать ученика4 чел. Гиперактивность, неусидчивость уч-ся4 чел. Нарушение интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности 9 чел. Нарушение поведения на уроке- Несформированность навыков учебной деятельности 12чел.
Причины неуспеваемости учеников ТМГ (мнение учителей) Педагогические Социально-бытовые Физиологические Психологические
Факторы, влияющие на школьную неуспеваемость Обучение Познавательная сфера Мотивационная сфера Эмоционально- волевая сфера Психологические причины Социальные причины Физиологические причины
Познавательная сфера Уровень развития произвольного внимания и объем внимания в разном возрасте серьезно отличаются: 1-ые классы – одним и тем же делом ученик может заниматься минут подростки – минут старшеклассники – минут
Познавательная сфера Для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти Потребность или интерес МотивацияВнимание Концентра ция внимания Организа- ция запомина- емого материала
Познавательная сфера Один из факторов успешности обучения – это поведение детей, которое педагоги рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием: физиологических изменений результатом ситуативного психологического состояния ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями или сверстниками) Вывод: чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.
Эмоционально-волевая сфера Многие специалисты отмечают влияние самооценки на успехи ребенка в школе. Формирование адекватной самооценки зависит: от частоты переживания им своего успеха от положения ученика в школьном коллективе от поддержки со стороны важных для него окружающих лиц от установки учителя по отношению к ребенку
Эмоционально-волевая сфера Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным действием субъекта. Уровень развития волевых качеств у мальчиков выше, чем у девочек. А критерии их проявления у девочек более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики демонстрируют в поведении, деятельности волевые качества. На низком уровне оказываются организованность у мальчиков, смелость и решительность – у девочек. Вывод: формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
Мотивационная сфера Выделяют внешние и внутренние мотивы к обучению. Внешняя мотивация: все то, что лежит вне самой деятельности (подкрепление после выполнения задания, внешний контроль и т.п.). Внутренняя мотивация: все то, что вытекает из задачи самой деятельности Учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха.
Физиологические причины Леворукость Астенический синдром Синдром психического инфантилизма Психоорганический синдром Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Социальные причинны Социальная среда Методика преподавания. Готовность к школе Одаренность Эмоциональное выгорание учителя
Работа в группах Вопросы для групповой работы Вопрос 3 Что необходимо делать, чтобы преодолеть школьную неуспеваемость? Итоги обсуждения - основа для принятия решения педсовета
Принятие решения педсовета Формулируются задачи, стоящие перед учителями и администрацией школы, перечисляются некоторые методы и приемы реализации этих задач с указанием, где возможно, ответственных и сроков.
Благодарю за внимание!