Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования Шешко И.А. учитель начальных классов
Портфолио -это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. Шешко И.А. учитель начальных классов
Цель составления портфолио Технология ведения портфолио очень широко, повсеместно распространена в развитых странах. Основная цель - индивидуализация обучения и воспитания. В портфолио по крупицам собирается информация об успехах и достижениях ребенка. Есть возможность отследить динамику его личностного развития. Еще один немаловажный момент связан с возможностью проявления рефлексии и антиципации (самооценки и планирования). Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей. Шешко И.А. учитель начальных классов
Структура портфолио Титульный лист Титульный лист (фамилия, имя, отчество, год рождения; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы, фото ученика). Шешко И.А. учитель начальных классов
2. Содержание 1)Раздел «Моя семья» В этот раздел ребенок помещает фотографии членов семьи, рисунки. Каждое изображение дополняется рассказом. Шешко И.А. учитель начальных классов
2)Раздел «Моя Родина» В этом разделе будут собраны материалы о родном городе, о путешествиях ребенка, памятных местах. Шешко И.А. учитель начальных классов
3) Раздел «Моя учеба» В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами, итогами за четверти и год. Шешко И.А. учитель начальных классов
4) Раздел «Мое творчество» Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.стихистенгазету Шешко И.А. учитель начальных классов
5) Раздел «Мои достижения» Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. Отмечается также участие ребёнка в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Шешко И.А. учитель начальных классов
6) Раздел «Разные разности» Это раздел заполняется по усмотрению ребенка. Шешко И.А. учитель начальных классов
7) Заключительный раздел «Отзывы и пожелания» Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. В этом разделе учитель в конце года может написать отзывы об участии ребёнка в каких-либо мероприятиях, о динамике личностного развития ребёнка, о его учебных и других достижениях. Предполагаются также некоторые рекомендации и пожелания учителя в плане дальнейшего развития учащегося. Шешко И.А. учитель начальных классов
Основные принципы работы с портфолио Работа с портфолио учащегося начальной школы ведется с помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей. Материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями. Отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из года в год. Шешко И.А. учитель начальных классов