«К середине 21 века студенты будут проводить половину своего времени заграницей»
Войны Торговля Производство Культура И Образование
15-17% - доля Мировой торговли в ВП земли 2/3 населения земли живут в странах с долей экспорта или импорта 3-5% от ВВП 1/3 населения с трудом обеспечивает потребности в пропитании Более 1 млрд. населения не знают о глобализации
Приход международных компаний и корпораций в Россию Новые требования к персоналу (выпускникам) Изменение конкурентных сил
В борьбу за российских студентов включились европейские и американские вузы (особенно на уровне магистратуры) Российское высшее образование должно обеспечить новые комптенции у выпускников, в т.ч.: Умение работать и адаптироваться в многокультурном деловом пространстве
Интернационализация образования
I Приглашение зарубежных профессоров для чтения лекций и/или целых учебных курсов II Преподавание отдельных курсов или целых программ на английском языке III Стажировки студентов в зарубежных вузах-партнерах Прием иностранных студентов-стажеров (опыт JIBS) IV Совместные программы двух дипломов
Призыв к развитию межвузовских программ, ведущих к получению совместных степеней (дипломов) Обеспечение привлекательности европейского образования и его конкурентоспособности
Гармонизация и сопоставимость учебных планов Транспарентность системы образования Обеспечение качества Мобильность студентов и ППС
Программы разработаны и/или одобрены совместно несколькими вузами Студенты часть обучения проходят в вузе-партнере Продолжительность обучение в каждом из вузов-партеров одинакова Кредиты и оценки за экзамены засчитываются полностью и автоматически Профессора также преподают в вузе-партнере, совместно разрабатывают учебный план и формируют совместные комиссии по приему и аттестации По завершении программы студенты получают дипломы каждого из вузов участников и совместный диплом (обычно это неофициальный «сертификат» или «Диплом»)
Погружение студентов в новую образовательную среду Погружение в новую культурную и языковую среду Период обучения остается прежним Повышение степени мобильности студентов и преподавателей Повышение привлекательности образования Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда Обмен опытом и инновационными технологиями обучения
Идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (10%) Сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнерских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером (60%) Курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (каждая часть программы реализуется отдельным партнером) (30%) * По материалам РОО «Центр изучения проблем профессионального образования»
Несоответствие законодательной базы Отсутствие механизмов признания совместных степеней Финансирование обучения Обеспечение и контроль качества Синхронизация движения студентов в университетах разных стран Эффективность управления Относительно небольшое количество студентов, вовлеченных в программы двойных дипломов
Вузы-партнеры Студенты Государство Гранты и фонды: ERASMUS curriculum development program ERASMUS Mundus Program European Union – United States Atlantis Program (9 млн. USD) Бизнес (потенциальный источник)
Кого брать в партнеры? Сильные стороны вуза-партнера? Известность и рейтинги? Как партнерство отразиться на репутации? Какая структура должны быть у программы? Время обучения в России и за границей?
Открытие совместных программ на разных ступенях: Бакалавр экономики и Бакалавр менеджмента, партнер – Университет Джорджа Мейсона (США) Магистерская программа «Международный бизнес и развитие» партнер – JIBS - Международная школа бизнеса Йончопинга (Швеция) Executive MBA Robinson Lomonosov Executive Leaders, партнер – Университет штата Джорджия (США)
Невозможно юридически оформить программу как программу двух дипломов Невозможно сократить плату за обучение Небольшое количество участников На программе бакалавриата невозможно модифицировать учебный план Отсутствие процедур оформления программ двойных дипломов и соответствующей записи в Уставе МГУ
Нежелание или ограниченное желание партнеров инвестировать в продвижение совместных программ Несбалансированные маркетинговые стратегии Неэффективность некоторых признанных коммуникационных каналов