БИЗНЕС-КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АВГУСТ 2008 Роль финансовой службы в реализации стратегических планов акционеров банка. Актуальные задачи стоящие перед финансовым директором российского коммерческого банка.
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 2 Трансформация роли финансового директора банка Управление системами учета и отчетности Управление системой бюджетирования Казначейство Инвестиционное планирование Управление рисками ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Поддержание текущей деятельности СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ Традиционные задачи стали недостаточны
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 3 Причины трансформации роли финансовой службы ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТРЕМЛЕНИЕ БИЗНЕСА К БОЛЬШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСТУЩИЕ ОЖИДАНИЯ РЫНКА Расширение роли CFO за пределы традиционной бухгалтерии и отчетности Основной акцент - на достоверность финансовой отчетности Централизация или аутсортинг функций обслуживания операций и больший фокус на стратегических задачах Совершенствование процессов бюджетирования рождающее потребность в качественной финансовой информации и данных об эффективности бизнеса Большая потребность в достоверности и прозрачности Растущие ожидания акционеров
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 4 Ориентир на решение стратегических задач Учет текущих операций Анализ и планирование Прогнозирование Принятие решений изменение полномочий оптимизация процессов автоматизация учета внедрение и оптимизация ИТ систем 65% 10% 15% 10% 20% 15% 50% ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ТРАНСФОРМИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 5 Основные вызовы для финансового директора Постоянно изменяющиеся макроэкономические и политические условия значительно осложняют процесс прогнозирования. Растущая стоимость капитала требует максимальной точности при прогнозе потребностей в финансировании Банка ТОЧНОСТЬ ПРОГНОЗОВ Необходимость соответствия ужесточающимся требованиям ЦБ, регуляторов фондового рынка, акционеров и прочих заинтересованных сторон Зависимость возможностей по привлечению финансирования от кредитного рейтинга заставляет также соответствовать требованиям международных рейтинговых агентств. КОМПЛАЕНС Необходимость перехода на стандарты Basel II заставляет активно внедрять комплексную систему управления рисками и количественные методы оценки рисков (VaR, EaR) РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ Усиление конкуренции со стороны западных банков заставляет сокращать операционные издержки Переход к новой концепции финансового управления обусловил необходимость отказа от традиционных методов ведения бухгалтерского учета и применения автоматизированных средств учета. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 6 Финансовая служба современного банка глазами КПМГ Ключевые задачи финансового директора Учет и контроль текущих операций Анализ и планирование Прогнозирован ие Стратегический менеджмент Осуществление финансового руководства, а также квалифицированного управления процессом стратегического-планирования. Оценка последствий применяемых бизнес- моделей и разработка надлежащих стратегий. Преобразование бизнес-стратегии в цели и конкретные действия для осуществления оперативного управления. Внедрение систем и методологий, которые позволяют корректировать стратегические и операционные показатели Контроль и управление Определение, внедрение и контроль за соблюдением политик и процедур, исполнением контролей и стандартов; Идентификация, оценка и минимизация ключевых рисков для получения достоверной информации и исключения угроз бизнеса Анализ и планирование Единообразная реализации анализа и планирования во всех подразделениях банка, обеспеченная едиными стандартами и методологиями, а также ИТ решениями; Учет текущих операций Применение автоматизированных систем отчетности, позволяющих снизить уровень ошибок и повысить качество учета и составления отчетности и, как результат, сокращение временных затрат финансового директора на контроль учета текущих операций
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 7 Главное - настойчивость в достижении целей финансового управления CFO ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Персонал финансовой инфраструктуры Процессы финансового управления Системы финансового управления Конкурентные преимущества в области финансового управления Настойчивость в создании системы финансового управления Рост стоимости банкаКонкурентное предложение
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 8 Мировая практика. Исследование КПМГ % РЕСПОНДЕНТОВ Роли, осуществляемые финансовой службой ведущаявспомогательнаянезначительная Факторы, эффективного построения отношений с инвесторами Очень важно Умеренно важно Совсем не важно 1. Сбор финансовой инфомации и составление отчетов 2. Консультации бизнес-подразделений по вопросам, связаным с казначейством и налогами 3. Управление затратами 4. Управление рисками 5. Взаимоотношения с инвесторами по вопросам хозяйственной деятельности 6. Разработка долгосрочной бизнес-стратегии 7. Консультации бизнес-подразделений по операционным вопросам 8. Сбор инфомации нефинансового характера и составление отчетов 1. Точность прогнозов 2. Качество информации, предоставляемой инвесторам 3. Упреждающмй подход к ожиданиям инвесторов 4. Частота контактов с инвесторами 5. Инновационный подход к взаимоотношениям 6. Подготовка отчета о хозяйственной деятельности быстрее конкурентов
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 9 А что думают сами руководители? Почти половина участников исследования считают необходимым внедрение нефинансовых показателей качества работы в финансовом департаменте 40% респондентов неудовлетворенны качеством работы финансовой службы в области бюджетирования и прогнозирования, а также подготовки управленческой отчетности Более 70% финансовых руководителей приоритетной задачей на ближайшие 2 года ставят управление затратами Более 30% респондентов назвали основным барьером для трансформации функций финансовой службы «неэффективность бизнес-процессов» Четверть опрошенных основным барьером для трансформации функций финансовой службы считают применяемые информационные технологии 70% 50% 40% 30% 25%
© 2008 ZAO KPMG, a company incorporated under the Laws of the Russian Federation and a member firm of the KPMG network of independent member firms affiliated with KPMG International, a Swiss cooperative. All rights reserved. Printed in Russia. 10 The information contained herein is of a general nature and is not intended to address the circumstances of any particular individual or entity. Although we endeavor to provide accurate and timely information, there can be no guarantee that such information is accurate as of the date it is received or that it will continue to be accurate in the future. No one should act on such information without appropriate professional advice after a thorough examination of the particular situation. Presenters contact details Alexander Tutunnik Partner KPMG Moscow +7 (495)