Педагогическая диагностика в воспитании Курова О.Г., учитель химии МБОУ СОШ 6 города Торжка
«диагноз» - всестороннее изучение организма человека (или соответственно машин и других технических механизмов и устройств); - определение отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе машин); - предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и механизмов); - разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов.
Педагогической диагностика это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
Сущность педагогической диагностики распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении.
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной. Д. Добсон Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
Педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.
Основные понятия ФЗ «Об образовании в РФ» (Гл1. Ст 2.) 1 ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Задачи диагностики: 1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства. 2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени. 3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно- воспитательных воздействий. 4. Определение перспектив развития свойства (качества). 5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития. 6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей). 7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию. 8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Формы педагогической диагностики наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование, социометрические и проективные методы, анализ документов и работ воспитанников, метод незаконченных предложений, рисование, метод столкновения взглядов, позиций, срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки творческих работ детей и т.д.
Принципы педагогической диагностики: 1. Принцип систематичности. 2. Принцип объективности 3. Принцип наглядности. 4. Принцип оптимальности (в выборе метода, объема и тд) 5. Принцип системности, комплексности методик 6. Принцип учета и преемственности между возрастами
Требования к ПД: 1.Целенаправленность 2.Планирование 3.Самостоятельность 4.Естественность 5. Систематичность 6. Объективность 7. Фиксация
Правила проведения диагностики: 1. Установление контакта между педагогом и ребенком. 2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования). 3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия. 4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. 5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться. 6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса. 7. В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности. 8. Диагностику должны осуществлять люди, которые к этому подготовлены.
Воспитательный процесс целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Цель ВП – ориентация учащихся на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию.
Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося. 1. «Пословицы».(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. 2.Тест «Размышляем о жизненном опыте». (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой) Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся. 3.Методика изучения мотивов участия учащихся в деятельности. (подготовлена профессором Л. В. Байбородовой) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. 4.Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся 5. «Методика составления расписания». (подготовлена профессором Л.В Байбородовой) Цель: изучить отношение учащихся к отдельным предметам и учителям. 6. «Методика для изучения социализированности личности учащегося». (разработана профессором М.И. Рожковым) Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Литература М.К. Акимова «Диагностика умственного развития детей» Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/перевод с немецкого.– М., Интернетресурсы. http// it – n.ru Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики: Методические рекомендации. – Уфа, Интернетресурс Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение,1985. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новые технологии воспитательного процесса. Москва. Новая школа Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя»
Спасибо за внимание!