«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физики» Щетинина Т.В. учитель физики МОУ СОШ 6 г. Маркса
Идти вперёд – значит потерять покой, Остаться на месте – значит потерять себя. Серен Кьеркегор
Информационный электронный образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.
воспитывать у учащихся познавательную активность; умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ЭОР.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
На этапе актуализации знаний: тренировочные тесты; На этапе изучения нового материала: видеоуроки; иллюстрации к теории в форме презентаций; На этапе закрепления: тренировочные тесты, тренажеры, задачники, кроссворды На этапе практического закрепления: практические задания (разного уровня сложности), домашнее задание; На этапе контроля: Электронные задачники, контрольные тесты, и д.р.
Классификация ЭОР по природе основной информации мультимедиа - самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР):
Причины использования ИКТ на уроках физики объективные Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас субъективные Ежегодно от 15до 25% выпускников выбирают ЕГЭ по физике, что предполагает освоение знаний по предмету на профильном уровне
Применение ЭОР по уровням деятельности: Уровень деятельностиПримеры действий учителя Примеры действий учащихся Пассивный Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов и ответы на вопросы учителя. Деятельностный Выполнения лабораторных работ. Организация тестирования. Выполнение лабораторных работ. Выполнение тестовых заданий и решение задач. Творческий Задания учащимся по моделирующим средам в творческом виде. Самостоятельное исследование. Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного.
Направления использования ЭОР: для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели; для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся; для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ; для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.
Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. Мультимедийные лекции Мультимедийные лекции создаются в виде презентаций с применением программы Power Point.
Мультимедийные курсы физики Представляют собой поурочное представление теоретического материала; видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов; фотографии, иллюстрации, графики и диаграммы; разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками.
В настоящее время в школе используются прикладные программные средства (ППС) по физике, позволяющие проводить эксперимент с компьютерными моделями
Лабораторный практикум является важной составной частью обучения физике. Цели лабораторного практикума углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы Виртуальные лабораторные работы
Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. Может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы. Тестирование
Тест по теме «Волновая оптика» 1. Как инфракрасное излучение воздействует на живой организм? А) вызывает фотоэффект; Б) охлаждает облучаемую поверхность; В) нагревает облучаемую поверхность; Г) способствует загару. 2. Просветление объективов оптических систем основано на явлении А) интерференции света; Б) дисперсия света; В) поляризация света; Г) дифракция света. 3. Доказательством поперечности световой волны служит А) дифракция; Б) интерференция; В) дисперсия; Г) поляризация. 4. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено А) интерференцией света; Б) отражением света; В) дисперсией света Г) дифракцией света 5. Каким явлением можно объяснить красный цвет предметов? А) излучением предметом красного света; Б) отражением предметом красного света; В) поглощение предметом красного света; Г) пропусканием предметом красного света.
Ответы: 1.В 2. А 3. Г 4. В 5. Б
Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях: использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте; более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения; использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся; решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения; тестирование и коррекция результатов учебной деятельности; использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.
Использование ЭОР в учебно- воспитательном процессе позволяет учителям: сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным; с высокой степенью эффективности достигать следующие цели: - развитие познавательной активности; - повышение интереса к изучаемому предмету; - развитие аналитического мышления; - формирование навыков работы с компьютером; - формирование навыков коллективной работы; - формирование навыков самостоятельного исследования.
Успешное прохождение программного материала; Успешное усвоение учебного материала обучающимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки; Интерес к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассниками.
Система обучения с помощью электронных образовательных ресурсов сегодня еще продолжает выстраиваться, и я тоже нахожусь в поиске формы эффектного взаимодействия ученика и «электронного учителя». Главная задача для меня – разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.
Интернет - ресурсы «Применение ИКТ на уроках физики». Парусова И.О. «Применение ИКТ на уроках физики» Кормильцева Л.А. «Использование интерактивных средств обучения на уроках физики» Кузуб Л.В. «Современные уроки физики: какими им быть сегодня» Румянцева Л.М. «Применение современных информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках физики в средней школе» Пачин И.М., «Использование информационных технологий на уроках естественного цикла» Пальчикова Н.В.