«Судомоделизм – спорт покорителей водных пространств»
Судомоделизм – это романтика многомачтового парусника, храбрость военного крейсера, и красота современного лайнера.
Судомоделизм – это технический вид спорта среди молодежи и подростков, предполагающий проектирование, постройку моделей судов и участие с ними в соревнованиях.
Российская школа судомоделизма берет начало со времен Петра I, который сам принимал участие в строительстве кораблей и их моделей. Существовал указ Петра, согласно которому были изготовлены модели старых кораблей, в том числе и затонувших. Модели приходилось восстанавливать по старинным гравюрам и рисункам, ведь в допетровское время корабли строились без чертежей.
Высшим классом судомоделизма считается строительство парусных судов XVI-XVII веков. Модель должна повторять все элементы корабля - начиная с рангоута и такелажа и кончая самым маленьким узлом.
Первое официальное соревнование судомоделистов было проведено летом 1940 года. С 1949 года эти соревнования стали ежегодными, появился новый технический вид спорта. Внутри страны спортсменов-судомоделистов объединила Федерация судомодельного спорта СССР, а в мировом масштабе – Международная федерация судомодельного спорта (НАВИГА).
В Белгородской области первый судостроительный кружок был организован в 1932 году на базе школьных мастерских при Струковской средней школе Старооскольского района. Директором станции юных техников в то время был лейтенант авиации Виктор Дромаденко.
Для того, чтобы выйти на соревнования, судомоделисту нужно своими руками создать модель, полностью копирующую настоящий корабль или судно. Работа начинается с изучения чертежей, фотоснимков корабля, его истории и конструкции. Стапель для строительства моделей судов
В процессе обучения в кружке судомоделист учится пользоваться инструментами и различными материалами, что дает ему в будущем не только спортивные достижения, но и, зачастую, техническую профессию. Но даже тогда, когда модель готова, лишь участие в соревнованиях и владение своей моделью на воде, делает судомоделиста настоящим спортсменом!
Моделью судна называется уменьшенная копия надводного или подводного корабля или судна, выполненная в масштабе. Соотношения главных размеров и коэффициенты должны соответствовать настоящим судам.
Под самоходными моделями судов понимаются такие, которые снабжаются источниками энергии, двигателем и движителем для самостоятельного хода. Скоростная модель имеет корпус любой формы с минимальной деталировкой палубных устройств и предназначается для достижения наивысших скоростей.
Управляемой моделью называют самоходную модель, которая может маневрировать по сигналам, посылаемым с берега: радио, гидроакустическим, звуковым, световым. Экспериментальной моделью называют любую модель судна с оригинальной формой корпуса, новым типом движителя, парусного вооружения, приборов управления, автоматических приспособлений, оригинальных судовых устройств.
Парусными моделями называются такие, которые имеют паруса, а для движения используется энергия ветра. Настольная модель не предназначается для плавания, она строится с учебной, познавательной целью. Историческая модель это уменьшенная копия судна, вошедшего в историю отечественного флота или мореплавания.
Классом модели называется подразделение моделей внутри каждой группы по признакам классификации кораблей : Военно-Морских Сил; морского и речного флота; по роду двигателя; по размерам и прочим условным признакам.
В Белгородской области по судомоделизму проводятся соревнования двух видов: 1.Для закрытых акваторий, участвуют модели размером до 600 мм. 2. Для открытых акваторий, участвуют модели размером до 1250 мм.
Соревнования для закрытых акваторий (до 600 мм) проходят по 5 классам моделей: ЕХ – самоходные модели свободной конструкции на прохождение дистанции и точности прохождения в ворота; ЕЛ – самоходные модели - копии подводных лодок на погружение и всплытие модели в определенном квадрате; ЕН – самоходные модели - копии гражданских судов на прохождение дистанции и точности попадания в ворота на финишной прямой; ЕК – самоходные модели - копии военных судов на прохождение дистанции и точности попадания в ворота на финишной прямой; Ф2Ю – класс радиоуправляемых моделей фигурного курса вождения.
Соревнования для открытых акваторий (до 1250 мм) проходят по 5 классам моделей: ЕН – самоходные модели - копии гражданских судов на прохождение дистанции и точности попадания в ворота на финишной прямой; ЕК – самоходные модели - копии военных судов на прохождение дистанции и точности попадания в ворота на финишной прямой; Ф2А - класс радиоуправляемых моделей фигурного курса вождения длиной до 900 мм; Ф2В – класс радиоуправляемых моделей фигурного курса вождения длиной свыше 901 мм; ЕCO–S – свободно сконструированная управляемая модель с гребным винтом, общим весом более одного килограмма для групповых гонок.
В период проведения соревнований проводится теоретический конкурс по курсу «История развития военно-морского флота», «Судомоделирование».
Каждый участник имеет право выступить: в командном зачете в одном классе; в личном зачете без ограничений. Победителей соревнований награждают грамотами и призами.
Морские узлы В помощь юному судомоделисту
Прямые паруса и их бегучий такелаж шлюпа «Мирный» В годах шлюп «Мирный» совершил кругосветное путешествие, открыв материк Антарктиду Названия парусов
1 фок; 2грот; 3 фор-марсель; 4грот-марсель; 5 крюйс-марсель; 6 фор-брамсель; 7 грот-брамсель; 8 крюйс-брамсель; 10.грот-бром- брамсель; 11 крюйс-бом-брамсель; 12 бизань; 13 фор-ундер-лисель; 14 грот-ундер-лисель; 15 фор-марса-лисель; 16 грот-марса-лисель; 17 фор-брам-лисель; 18 грот-брам-лисель; 19 блинд; 20 бом-блинд; 21 - фока-шкот; 22 фока-галс; 23 фока-нок-гордеии; 24 фока-бык-гордени; 25 фока-булини; 26 шпрюйт-фока-булини; 27грота-шкот; 28 грота- галс; 29грота-нок-гордени; 30 грота-бык-гордени; 31 грота-булинн; 32 шпрюйт-грота-булини; 33 фор-марса-гордеии; 34 фор-марса-булини; 35 шпрюйт-фор-марса-булини; 36 грот-марса-гордени; 37 грот-марса- булини; 38 шпрюйт-грот-марса-булини; 39 крюйс-марса-гордени; 40 крюйс-марса-булинн; 41 шпрюйт-крюйс-марса-булини; 42 фор-марса-булини; 43 шпрюйт-фор-брам-булини; 44 грот-брам- булини; 45 шпрюйт-грот-брам-булини: 46 крюйс-брам-булини; 47фор-бом- брам-фал; 48грот-бом-брам-фал; 49 крюйс-бом-брам-фал; 50 бизань- гитовы; 51 бнзань-гика-шкот; 52бизань-гафель-фал; 53 фока-лисель- спирт-тали; 54 грота-лисель-спирт-тали; 55 блинда-гордени; 56 фока- ундер-лисель-шкот; 57 фока-ундер-лисель-галс; 58 грота-ундер-лисель-шкот; 59 фор-марса-гитовы; 60 фор-лисель-шкоты; 61 грота-марса-гитови; 62 грота-брасы; 63 фор-марса-брасы; 64 грот-марса-брасы; 65 блинда- галс; 66 блинда-бык-гордени; 67 блинда-шкоты; 68 бом-блинда-шкоты. Прямые паруса и их бегучий такелаж шлюпа Мирный (вернуться в экскурсию)вернуться в экскурсию)
Амбразура отверстие в броневой башне для ствола орудия, автоматической пушки или пулемета. Ахтерштевень прочный брус, которым заканчивается набор кормовой оконечности судна. Бизань косой парус, поднимаемый на задней мачте. Бизань-мачта задняя низкая мачта на трехмачтовом судне Бимс поперечная балка набора корпуса судна, соединяющая верхние концы бортовых шпангоутов. Брамсель третий снизу четырех угольный парус, поднимаемый на мачте парусного судна с прямым парусным вооружением. Брашпиль горизонтальный ворот для подъема якоря на парусных судах. Бриг двухмачтовое парусное судно с прямым вооружением, имеющее гафель на грот-мачте. Бригантина тип двухмачтового парусного судна, у которого передняя мачта несет прямые паруса (подобно бригу), а задняя (грот) мачта косые паруса (подобно шхуне). Броненосец название линейного корабля в русском флоте в период начала броненосного судостроения (до войны Ватервейс деревянный брус, идущий вдоль борта судна по палубе. Верфь место постройки судов на берегу моря, озера или реки. Гюйсшток шест, на котором поднимается гюйс. Гордень снасть для подъема грузов, проходящая через один неподвижный блок. Дейдвуд кормовая оконечность подводной части судна, в которой находятся выходы гребных валов, заключенных в дейдвудные трубы. Дрекмаленький шлюпочный якорь весом 1648 кг. Жвака-галс короткий кусок цепи, соединяющий якорь с корпусом судна. Каравелла тип небольшого парусного судна XIII XVII веков. Киль основная продольная связь, проходящая по днищу корабля и простирающаяся до штевней. Клипер трехмачтовый парусный корабль (от 600 до 1500 т) использовались для перевозки скоропортящихся и ценных грузов. Клотик точеный деревянный или пластмассовый кружок, укрепленный на верхушке мачты или штока. Киот узел на конце троса.
Лайба каботажное парусное судно на Балтике с гафельным вооружением. Лисельпарус, добавляемый к прямым парусам при попутных ветрах. Марсель второй снизу прямой парус; устанавливается между марса-реем и нижним реем. Мартин-гик дерево, подвешенное вертикально под бушпритом. Мачта рангоутное дерево для установки парусов. Пяртнерс отверстие в палубе для мачты. Рангоутмачты и их части на корабле. Рея поперечное дерево у мачты, на которое подвешивается парус, расположенный вдоль него своим верхним краем. Румпель одноплечный и двухплечный рычаг, насаженный на верхнюю часть баллера руля. Рында колокол на корабле. Спинакер треугольный парус; ставится на судах с косым вооружением при попутном ветре. Стеньга рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты. Степс деревянное или окованное железом гнездо, куда вставляется мачта. Такелаж снасти на судне; служат для укрепления рангоута парусов и управления ими. Трисель косой четырехугольный парус, устанавливаемый на мачте. Трюмсель летучий парус, устанавливаемый на старинных кораблях над бом-брамселем. Узел мера скорости судов. Равен одной морской миле в час, то есть 1,852 км/час. Фальшкиль доски или брусья, прикрепляемые к килю для предохранения его при ударе о грунт. Форштевень передняя часть корабельного набора, служащая продолжением киля и образующая нос корабля. Фрегат трехмачтовый военный корабль эпохи парусного флота с одной закрытой батареей и артиллерией на свободных местах верхней палубы (от 36 до 60 пушек). Шаланда небольшое, несамоходное мелкосидящее судно- баржа, служит для погрузки и выгрузки судов. Швартов трос или цепь, с помощью которой судно привязывается к берегу, стенке пристани. Эскадра маневренное соединение военных кораблей. Юферс круглый деревянный блок без шкивов с тремя отверстиями. Якорь специальное приспособление стальная конструкция особой формы, предназначенная для удержания судна на месте. Краткий словарик морских и кораблестроительных терминов (продолжение)
Вот такой простой парусник вы сможете сделать с помощью схемы 1схемы 1 и схемы 2.схемы 2 Для работы вам понадобятся: Цветной картон Ножницы Нитки Клей и, конечно, ФАНТАЗИЯ
Перейти к схеме 2схеме 2Схема 1
Вернуться в экскурсию
Ждем вас на интересные увлекательные и полезные занятия в кружок по судомоделизму. Адреса Адреса детских образовательных учреждений Белгородской области, где работают кружки судомоделизма
МОУ ДОД «Станция юных техников» (г. Белгород)8 (4722) МОУДОД «Станция юных техников» Алексеевского района и города Алексеевки Белгородской области 8 (47-234) МОУДОД "Станция юных техников Белгородского района Белгородской области" 8 (4722) МОУ ДОД «Вейделевский районный Дом детского творчества» Белгородской области 8(47237) МБОУ ДО «Станция юных техников» г. Губкин8 (47241) МОУ ДОД «Станция детского (юношеского) технического творчества» Губкинского городского округа 8 (47241) МБОУ ДОД «Станция юных техников Новооскольского района Белгородской области» 8(47233) МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества 1» г. Старый Оскол 8 (4725) МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества 2» г. Старый Оскол 8 (4725) МБОУ ДОД «Центр детского (юношеского) технического творчества 3» г. Старый Оскол 8 (4725) МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области (47248) МБОУДО «Районный Дом творчества» Яковлевского района Белгородской области 8(47244) Образовательные учреждения, в которых функционируют судомодельные кружки Вернуться в экскурсию
Проверь себя 8. Может ли «историческая модель» участвовать в соревнованиях по судомоделизму? 9. Определите понятие «класс модели». 10. Какие виды соревнования по судомоделизму проводятся в Белгородской области? 11. Какие классы моделей участвуют в соревнования по судомоделизму в Белгородской области для закрытых акваторий (до 600 мм)? 12. Назовите классы моделей, которые могут принять участие в соревнованиях по судомоделизму в Белгородской области для открытых акваторий (до 1250 мм)? 1. С каких времен берет начало Российская школа судомоделизма? 2. В каком году было проведено первое официальное соревнование судомоделистов? 3. Как называется Федерация, объединившая спортсменов - судомоделистов? 4. Когда был организован первый судостроительный кружок в Белгородской области? 5. Какая конструкция судна или корабля может называться «моделью»? 6. Назовите основные параметры судна или корабля, по которым определяется «самоходная модель». 7. Какая конструкция судна или корабля называться «управляемой моделью»?
Виртуальная экскурсия создана в рамках реализации проекта «Создание информационного механизма, как средства повышения интереса обучающихся Белгородской области к занятиям техническим творчеством» ГБОУ ДОД «Белгородский областной Центр детского (юношеского) технического творчества Белгородской области». Использованы материалы Интернет сайтов