Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» Ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы и получение результата. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Является одним из методов развивающего обучения; Повышает качество образовательного процесса; Служит развитию критического и творческого мышления; Способствует повышению компетентности педагогов.
1. исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Комплексные: «Мир театра», «Эхо столетий»; Межгрупповые: «Времена года», «Мир животных и птиц»; Творческие: «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»; Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя»; Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»; Исследовательские: «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели); Средней продолжительности («Я и моя семья» - в течение полугода); Долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
1.Целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: o К кому обратиться за помощью; o В каких источниках можно найти информацию; o Какие предметы использовать; o С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи развития: 1) Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2) Развитие познавательных способностей; 3) Развитие творческого воображения; 4) Развитие творческого мышления; 5) Развитие коммуникативных навыков.
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана – схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.