Предпосылки и варианты реформы системы государственного регулирования недропользования Система экспертизы, согласования и утверждения проектов геологического изучения, разработки месторождений ТПИ
Существующая система прохождения экспертиз, согласований и утверждений геологических и горнопромышленных проектов (ТПИ) Месторождение Лицензия на право пользования недрами Недропользователь Проект геологического изучения ТЭО кондиций Технический проект на разработку месторождения иная проектная документация, связанная с пользованием участком недр Корректировка проекта, дополнение к проекту, проект ликвидации, проект консервации, проект технического перевооружения План развития горных работ ФГУП Геолэкспертиза ФБУ ГКЗ (государственная экспертиза запасов) Ростехнадзор (экспертиза промышленной безопасности) ФАУ Главгосэкспертиза (государтвенная экспертизо проектной документации и результатов инженерных изысканий) Росприроднадзор (государственная экологическая экспертиза) ЦКРРоснедр (согласование проектной документации и нормативов потерь при добыче) Ростехнадзор (согласование плана развития горных работ) Утверждение уточненных нормативов потерь при добыче (Постановление Правительства от 29 декабря 2001 г. 921)*
Недостатки существующей системы Длительность проведения необходимых экспертиз и согласований Высокая коррупциогенность Высокие затраты на проведение работ Высокая степень раздробленности и отсутствие межведомственной связи, различные требования к составу и оформлению материалов на разных этапах (Ростехнадзор, Главгосэкспертиза, ГКЗ, ЦКР) Низкая системная управляемость государственным механизмом Недовольство сообщества недропользователей разрозненностью действий государственных служб Низкая достоверность геологической и горной информации Отсутствие достаточной инновационной привлекательности отрасли Низкая инвестиционная привлекательность отрасли в связи с низкой эффективностью системы государственного управления недропользованием Отсутствие координированных действий государственных служб, в следствии чего, недропользователю затруднительно выполнять требования лицензионных соглашений Отсутствие единой системы рыночных критериев эффективности деятельности горнодобывающего предприятия Отсутствие единой системы нормативно-правового обеспечения Невыполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» – создание службы одного окна Крайне слабая реализация контрольно-надзорных функций государственных органов
Вариант перспективной системы прохождения экспертиз, согласований и утверждений геологических и горнопромышленных проектов (ТПИ) (при преобразовании ФБУ ГКЗ в ФБУ ГКЗиРМ с наделением необходимыми полномочиями) Месторождение Лицензия на право пользования недрами Недропользователь Проект геологического изучения ТЭО кондиций Технический проект на разработку месторождения и иная проектная документация, связанная с пользованием участком недр Корректировка проекта, дополнение к проекту, проект ликвидации, проект консервации, проект технического перевооружения План развития горных работ ФГУП Геолэкспертиза ФБУ ГКЗиРМ (ЦКР) (государственная экспертиза запасов, согласование проектной документации и нормативов потерь при добыче) Ростехнадзор (экспертиза промышленной безопасности) ФАУ Главгосэкспертиза (государтвенная экспертизо проектной документации и результатов инженерных изысканий) Росприроднадзор (государственная экологическая экспертиза) Ростехнадзор (согласование плана развития горных работ) ФБУ ГКЗиРМ (ЦКР) (утверждение уточненных нормативов потерь при добыче)
Преимущества и недостатки предлагаемой системы Длительность проведения необходимых экспертиз и согласований Снижение коррупциогенности Снижение затрат на проведение работ Повышение межведомственной связи Повышение достоверности геологической и горной информации Повышение инвестиционнойя привлекательности отрасли в связи повышением эффективности системы государственного управления недропользованием Выполнение государственных функций в полном объеме. Реализация функций, определенных Российским законодательством и в настоящее время не выполняемым (Постановление Правительства от 29 декабря 2001 г. 921) Возможность формирования единой системы нормативно-правового обеспечения Отсутствие выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» – создание службы одного окна
Вариант перспективной системы прохождения экспертиз, согласований и утверждений геологических и горнопромышленных проектов (ТПИ) (при выделении горнопромышленных проектов в особую группу, повышении роли экспертного сообщества) Месторождение Лицензия на право пользования недрами Недропользователь Проект геологического изучения ТЭО кондиций Технический проект на разработку месторождения и иная проектная документация, связанная с пользованием участком недр Корректировка проекта, дополнение к проекту, проект ликвидации, проект консервации, проект технического перевооружения План развития горных работ ФБУ ГКЗиРМ (ЦКР) (государственная экспертиза запасов, согласование проектной документации и нормативов потерь при добыче, утверждение планов развития грных работ) НП НАЭН (Общество экспертов России и экспертные организации)
Преимущества предлагаемой системы Реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления« – создание службы одного окна Создание единого органа, ведущего мониторинг, нормативно-правовое и методическое обеспечение недропользования Снижение уровня корупциогенности Создание института компетентных персон, повышение ответственности при проведении работ Повышение инвестиционной привлекательности отрасли за счет повышения достоверности геологической и горной информации при проведении экспертиз запасов и проектной документации Стимулирование инновационной деятельности в отрасли Выполнение государственных функций в полном объеме. Реализация функций, определенных Российским законодательством и в настоящее время не выполняемым (Постановление Правительства от 29 декабря 2001 г. 921) Создание единой системы нормативно-правового обеспечения Полноценная реализация контрольно-надзорных функций Привлечение высококвалифицированных специалистов-производственников Повышение социальной эффективности (т.к. подавляющее большинство горнодобывающих предприятий являются градообразующими) за счет снижения числа необоснованно закрывающихся горнодобывающих предприятий
Общая структурная схема взаимодействия органов государственной власти и исполнительных органов с объектами и субъектами горного бизнеса Президент и администрация Правительство Министерства Федеральные Агентства и др.ведомства Формирование стратегии: цели, задачи НАЭН Нормативно-правовое регулирование Методическое обеспечение Недропользователи Инвесторы Проектные организации Промышленные кластеры
Предлагаемые изменения позволяют решить следующие задачи: Снизить административные барьеры за счет объединения однородных по характеру деятельности, структур (ФБУ ГКЗ и ЦКР-ТПИ Роснедр) при одновременном выполнении Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» – создание службы одного окна, ведущего мониторинг, нормативно-правовое и методическое обеспечение недропользования Повышение достоверности геологической информации (достоверность запасов), а также информации об освоении месторождения (рациональное и комплексное освоение месторождений) Выделение горнопромышленных проектов в особую группу проектной документации, рассмотрение, согласование и утверждение которой подлежит проходить в едином государственном органе Повышение инвестиционной привлекательности отрасли за счет повышения достоверности геологической и горной информации при проведении экспертиз запасов и проектной документации Комплексное стимулирование инновационной деятельности в отрасли за счет создания единой системы мониторинга процесса освоения месторождения включающая постановку запасов на государственный баланс и разработку месторождения Полноценное использование экспертного сообщества, при поддержке НП НАЭН и ОЭРН Возможность гармонизации стандартов проектирования, а также технологий добычи и переработки минерального сырья с мировыми стандартами (стандарты подготовки ТЭО инвестиций, стандарт CRIRSCO, кодекс JORK, кодекс НП НАЭН) Формирование единой системы нормативно-правового обеспечения по исполнению государственных функций в области государственного регулирования недропользования (разработка взаимосвязанных административных регламентов в соответствии с приказами Роснедра) и понятийного аппарата Создание прозрачной системы государственного регулирования отрасли, внедрение современных стандартов управления отрасли, создание условий рационального недропользования