Исследования предпринимательства в России и проект «GEM Russia» Проф. Чепуренко А.Ю., доц. Алимова Т.А. - для научно- исследовательского семинара ПМСАР
Почему стоит изучать предпринимательство? Вовсе не обязательно для того, чтобы самому стать предпринимателем, а... потому что предприниматель - один из важнейших акторов любых рынков потому что предпринимательская деятельность - целенаправленный поиск, открытие и использование возможностей (exploration of entrepreneurial opportunities) предпринимательские стратегии строятся на сочетании рационального и эмоционального, использовании формальных и неформальных норм и институтов, рыночных и сетевых ресурсов богатое поле применения (и эмпирической проверки) различных социологических концептов
Почему стоит изучать российское предпринимательство? 1. Развивающиеся рынки вообще мало исследованы - момент новизны, возможность быстро занять нишу в международном академическом сообществе 2. Динамичное развитие предпринимательских практик - возможность эмпирического выявления очень быстрой эволюции стратегий и институтов 3. Одна из немногих социальных групп, обладающих возможностью влиять на социально-экономическое развитие России - ее изучение открывает возможность предвидения будущего (наряду с социологией элиты и др.)
Что уже относительно неплохо изучено? 1. Портреты (социальные типы и волны становления российского предпринимательства, преобладающие мотивы и ценности) 2. Взаимоотношения с государством (включая административные барьеры, коррупцию и проч.) 3. Конфигурация прав собственности и ее влияние на предпринимательские стратегии 4. Особенности российского малого предпринимательства (ресурсы, стратегии, проблемы)
Что не изучено? Почти все остальное: социальные сети и доверие, этническое предпринимательство, женское предпринимательство, внутрифирменные стратегии контроля, нследование в семейном предпринимательстве, бизнес- ангелы, коллективное и параллельное предпринимательство, значение неудачи в предпринимательстве и т.д.
Возможности для исследования предпринимательства Проведение собственных монографических исследований на малых группах (снежный ком, качественный анализ) Проведение количественных исследований с использованием действующих сетей - студенты и преподаватели ун-та, Интернет, жители небольшого населенного пункта и т.д. (формирование пилотных выборок, количественный анализ) Ограниченность обоих методов - отсутствие репрезентативности (ничего не знаем об объеме генеральной совокупности) Вторичный анализ данных крупных репрезентативных исследований населения, содержаших вопросы об отношении или включенности в предпринимательство
Пример исследования предпринимательства в России - проект «GEM Russia» Участники - Санкт- Петербургский ун-т и ГУ-ВШЭ
GEM : Global Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения начат в 1999 г. в 10 странах, в 2007 г. - уже в 42 странах. Ежегодно публикуются сводный отчет, национальные отчеты, специальные тематические отчеты (напр., «Женское предпринимательство в мире» и т.д.) свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM Университеты, участвующие в проекте, имеют возможность использовать всю базу данных для целей обучения и научных исследований. От России с 2006 г. участвует смешанная команда в составе: ф-т менеджмента Санкт-Петербургского ун-та и Лаборатория социологических исследований ВШЭ.
Важнейшие инструменты GEM Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, позволяет рассчитать Total Entrepreneurial Activity index – процент взрослого трудоспособного населения (от 18 до 64 лет), либо активно участвующих в создании нового дела, либо являющихся собственниками/менеджерами фирм моложе 42 мес. Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д., Стандартизованные экспертные 7-страничные анкеты, задача которых - выяснить мнения об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах
Цель проекта Изучение влияния условий предпринимательской деятельности на объём и структуру предпринимательского потенциала населения как фактора экономического роста
Задачи проекта получить информацию о потенциале развития предпринимательства в России и сформулировать гипотезы относительно факторов, способствующих его активизации; выявить позитивные и негативные тенденции развития раннего предпринимательства; выявить точки институциональных и инфраструктурных провалов государственной политики, сдерживающих масштабы предпринимательской активности населения;
Задачи проекта произвести расчет по методике GEM нескольких специальных индексов – -- индекса ранней предпринимательской активности (TEA-index), -- коэффициента расширения раннего предпринимательства, что позволит ввести надежные индикаторы для мониторинга предпринимательской активности населения.
Что такое предпринимательский потенциал? Совокупность представителей взрослого трудоспособного населения, рассматривающих возможность открытия собственного дела или находящихся на различных стадиях его создания
Характер выполненных работ в 2007 г. Проведение опроса взрослого трудоспособного населения (Левада-центр, май 2007 г., N = 1939 чел.) Выборка репрезентативна относительно всего взрослого населения России в возрасте от 16 лет и старше Сопоставление с результатами опроса 2006 г. (N = 1894 чел.), Экспертное анкетирование (36 респондентов, июнь-июль 2007 г.) Написание итогового отчета (участники из числа студентов ф-та социологии - Денисова М., Лобачев В., Мулукова Л., Филатова Ю., Чириков И.)
Россия на фоне др. стран в 2006 г.
Россия в сравнении с др. странами- участницами GEM по уровню раннего предпринимательства
Уровень ранней предпринимательской активности и ВВП на душу населения
Уровень устоявшегося предпринимательства в странах-участницах GEM
Выводы межстранового сопоставления Полученные результаты выводят Россию в число стран со средним уровнем предпринимательской активности; Уровень ВВП в России в меньшей степени, чем в странах с сопоставимым уровнем экономического развития, зависит от фактора «предпринимательство» Среди стран БРИК Россия - на последнем месте (уровень ранней предпринимательской активности в Бразилии почти в 2,5 раза выше, чем в России).
Динамика внутрироссийских показателей, 2006 – 2007 гг.
Негативные тенденции Уровень ранней предпринимательской активности взрослого трудоспособного населения сократился почти вдвое: индекс ТЕА составил 2,7 % в 2007 г. против 4,86% в 2006 г. Уровень предпринимательской активности по группе нарождающегося предпринимательства сократился наиболее сильно – на 61,6 %, по сравнению с численностью владельцев нового бизнеса (- 21,7%).
Негативные тенденции Снизился более чем в 2 раза коэффициент расширения раннего предпринимательства = Nascent : Refus, (где Nascent – доля лиц, за последние 12 мес. предпринимавших активных усилия по открытию собственного бизнеса, а Refus – доля лиц, за последние 12 мес. прекративших /выбывших/ закрывших свой бизнес). В 2006 г. коэффициент расширения был = 3,5, в 2007 г. = 1,35.
Негативные тенденции Лишь незначительная часть предпринимателей начали или планируют начать бизнес, заняв новую рыночную нишу (3-5%). Это подтверждает невысокий инновационный потенциал российского раннего предпринимательства
Позитивные тенденции Если в 2006 г. соотношение добровольных и вынужденных предпринимателей составляло 5:3, то в 2007 г. – уже почти 7:1. Стабильной (40 %) является доля женского раннего предпринимательства.
Финансирование Нарождающиеся предприниматели активно привлекают внешние источники финансирования: их использовали в 2006 г. 51 %, а в 2007 г. - уже 65,2%. среди внешних источников преобладает неформальное финансирование, размеры которого в 20 раз в 2006 г. и в 50 раз в 2007 г. превосходят сумму средств, направляемую на поддержку малого предпринимательства федеральным правительством. Среди неформальных инвесторов доля бизнес-ангелов менее значима по сравнению с непредпринимательскими слоями населения.
Поселенческая структура Прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и размером населенного пункта не выявлено. Наиболее проблемными со точки зрения предпринимательской активности являются города с численностью населения тыс. чел. (в 2006 г.) и села (2007 г., динамика предпринимательской активности – минус 38%).
Выводы и рекомендации Высокая доля лиц, которых от старта удерживает боязнь неудачи (30%) нужны меры по созданию устойчивого информационного поля – с целью донесения до потенциальных предпринимателей информации о необходимых шагах, насущных проблемах и ограничениях при старте, возможных путях и формах их преодоления. Плюс – сквозная линия на поддержку обучения предпринимательству в рамках национального проекта «Образование»
Выводы и рекомендации Вхождение в предпринимательские сети является важным условием как для принятия решения, так и для успеха первых шагов в области бизнеса усилия на выявление и поддержку предпринимательских сетей как необходимого условия для успеха на старте (ТПП, МФО, бизнес-ассоциации, сети бизнес-ангелов и венчурных капиталистов и т.д.)
Выводы и рекомендации Вынужденные и добровольные предприниматели сильно различаются политика в отношении разных целевых групп должна быть различной (политика на рынке труда – для одних, содействие «газелям» - для других)
Некоторые практические вопросы по участию студентов в проекте GEM Участие ГУ-ВШЭ в 2008 г. будет продолжено - по линии Лаборатории социологических исследований ЦФУ Ряд тематических разделов не закрыты - имеется возможность для вхождения в проект Работа над данными проекта позволяет на практике применить знания и умения в области анализа социологической информации, участие в авториской работе - создать серьезный задел для публикаций, выступлений на внутрироссийских и международных конференциях и подготовки магистерской диссертации европейского уровня.
Некоторые практические вопросы по участию студентов в проекте GEM Участие ГУ-ВШЭ в 2008 г. будет продолжено - по линии Лаборатории социологических исследований ЦФУ Ряд тематических разделов не закрыты - имеется возможность для вхождения в проект Работа над данными проекта позволяет на практике применить знания и умения в области анализа социологической информации, участие в авторской работе - создать серьезный задел для публикаций, выступлений на внутрироссийских и международных конференциях и подготовки магистерской диссертации европейского уровня.
Спасибо за внимание! Подробнее о проекте GEM: