Проектные задачи в начальной школе
Ценностные ориентиры начального образования Формирование доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; уважения к окружающим. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности за свои действия и их результаты.
Типология задач: Учебная задача – направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач; Конкретно-практическая задача – ориентирована на применение уже освоенных способов действий в известной школьникам ситуации; Творческая (олимпиадная задача) – не имеет готового, формального способа решения
Перечисленные задачи не могут: научить самостоятельному выбору способа решения задачи, когда он не виден явно; стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто не знал бы до решения этой задачи; содержательно мотивировать способ решения задачи в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но с использованием известных детям способов действий
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Проект для реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов, действий, с помощью которых будет достигнут результат Проектная задача для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных
Педагогические эффекты проектных задач: задает реальную возможность организации сотрудничества детей; учит способу проектирования; даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действия в квазиреальную, модельную ситуацию
Способности, формируемые в ходе решения проектных задач: рефлексировать; целеполагать; планировать; моделировать; проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; вступать в коммуникацию
Итог решения проектной задачи реальный нематериальный «продукт» «продукт» (текст, схема, макет, (качественное таблицы, графики и т.д.) изменение ребёнка)
Типология проектных задач Предметные и межпредметные Одновозрастные и разновозрастные Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий в новую для них ситуацию
Основная педагогическая цель проектных задач в 1- 3 классах: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества Использовать метод встроенного наблюдения В 4 – 5 классах целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.
Используемая литература: «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова М.: Просвещение, 2011.