Концепция модернизации педагогического образования (2014 – 2017) Рабочая группа Министерства образования и науки РФ Высшая школа экономики, Москва, 2014
ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, ПОТОЧНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ Образовательная политика Политика в образовании Основные противоречия сегодняшней школы и педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2013 Наблюдается явный разрыв между современными требованиями к содержанию и результатам подготовки по педагогическим специальностям и сложившейся системой вузов педагогического профиля, структурой и содержанием программ педагогической подготовки. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Подготовку педагогов ведут 167 ВУЗов (27% от общего числа), в том числе: 48 педагогических 119 университетов 71, 43% педагогических вузов отнесены к учреждениям, имеющим признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных – 42,86%, В 2011 году выпущено 105 тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием - 9% от выпуска по программам ВО. Еще 40 тысяч педагогов выпущены СПО Даже без учета выпускников прошлых лет, выпуск специалистов с педагогическим образованием превышает годовую потребность не менее чем в 3 раза. В дальнейшем относительная численность учителей будет сокращаться. Основания реформы (МАМСО, М. Агранович) : характеристики педагогического образования в РФ 2011 год Высшая школа экономики, Москва, 2014
учебный год: характеристики системы педагогического образования Педагогическое образование осуществляется в рамках расширенной группы специальностей «Образование и педагогика» по следующим направлениям бакалавриата и магистратуры: педагогическое образование; психолого-педагогическое образование; специальное (дефектологическое образование); профессиональное обучение (по отраслям). План приема на обучение за счет средств федерального бюджета в 2012 году составлял более 57 тыс. бюджетных мест, выпуск специалистов с высшим педагогическим образованием в 2012 году - 133,1 тысячи специалистов. Средний балл абитуриентов, поступавших на педагогические направления подготовки в 2013 году – 65,2 баллов. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Почему реформу надо начинать именно сейчас ? Необходимость проведения реформы определилась (внесение качественных и структурных изменений в подготовку педагогов обусловлена) Введением федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования Разработкой профессионального стандарта учителя Переходом высшего образования на уровневую структуру (неопределенность положения учреждений СПО) Высшая школа экономики, Москва, 2014
Базовая проблема 1. Вход в профессию (В. Собкин, О. Ткаченко, 2007) : двойной негативный отбор Высшая школа экономики, Москва, 2014
Базовая проблема 1. Вход в профессию (В. Собкин, О. Ткаченко, 2007) : двойной негативный отбор Возрастная динамика изменения образовательных и профессиональных планов студентов педагогических вузов (%, 2007 год) Низкий социальный статус семей…. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Бакалавриат Школа Магистратура Школа Бакалавриат Магистратура Школа Базовая проблема 2: подготовка учителя носит линейный характер, предполагает единственную траекторию получения педагогического образования Высшая школа экономики, Москва, 2014
Путь в профессию: обучение в педагогическом бакалавриате, затем в магистратуре, аспирантуре и повышение квалификации в процессе педагогической деятельности…. То есть: система замкнута, что не может не привести ее к стагнации….
Основные тезисы (задачи) концепции: Речь должна идти не о реформировании педагогических вузов, а об институциональной реформе педагогического образования в единой связке с учительской профессией. Существующую систему педагогического образования необходимо «открыть», интегрировать ее с системой высшего профессионального и дополнительного образования, предусмотреть механизмы, обеспечивающие мягкий «вход», «выход» возвращение в профессию. Реформа должна обеспечить приход в школу и удержание в ней талантливых, мотивированных и компетентных людей. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Анализ реформ систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки показал, что все действия реформаторов можно свести к: Действиям, направленным на повышение престижности профессии учителя Упрощению прагматичной ориентации в процессе модернизации образовательных программ подготовки учителей Системе мер, направленных на удержание учителей в профессии Канада, США, Англия, Германия, Венгрия, Польша, Финляндия, Франция, Китай, Сингапур, Южная Корея, Япония Высшая школа экономики, Москва, 2014
Основные характеристики системы подготовки учителей: 1.Многоканальность получения высшего педагогического образования; 2.Тщательный отбор кандидатов через систему тестов, анализ личного дела и собеседование; 3.Выбор направления учебы не только с учетом специальности, но и с учетом специфики выбранного учебного заведения, что делает подготовку максимально практичной, адресной; 4.Акцент на практическую подготовку: разветвленная система практик, стажировок, во время которых студенты и начинающие педагоги работают самостоятельно в должности учителя; 5.Принятие окончательного решения относительно выбора профессии происходит обычно после бакалавриата; Высшая школа экономики, Москва, 2014
6.Обычно имеются несколько квалификационных экзаменов на пути к получению статуса учителя, которые не принимают работники вуза; 7.Особое внимание уделяется методическому обеспечению, теоретической и практической частей подготовки, в которых участвуют государственные служащие, профессиональные ассоциации, преподаватели университетов и университетских институтов подготовки учителей, учителя-методисты, представители администрации базовых школ; 8.Система подготовки и переподготовки кадров составляет единую систему непрерывного педагогического образования; 9.Создаются «кадровые перспективы» внутри учительской профессии, которые делают систему непрерывного педагогического образования востребованной. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Проблема входа в профессию 1 низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов и отсутствие возможности отбора мотивированных к педагогической профессии, низкий процент трудоустройства выпускников в систему образования. Проблема подготовки 2 устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода в подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы Проблема удержания в профессии 3 отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, карьерных перспектив учителя Три группы проблем педагогической профессии в России: Высшая школа экономики, Москва, 2014
Как пойдет реформа? Концепция развития педагогического образования Конкурс «деньги в обмен на обязательства» (покупка агентов изменений) Педагогическая практика Общекультурный бакалавриат Новая магистратура, аспирантура ПРОЕКТЫ: УЧАСТНИКИ 7 ВУЗОВ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ … … … ЗАМЫСЕЛ РЕЗУЛЬТАТЫ -Обучение и стажировки ППС -Новые УМК -Новые образовательные программы -Семинары и конференции -Новые направления гуманитарных исследований -Предложения по изменению сети вузов -Видеоматериалы и электронные ресурсы -Механизмы и методики оценки качества Оператор: мониторинг и операционная поддержка - Сбор и анализ выполнения показателей - Мониторинг потребности педагогического образования - Выезды и проверки качества реализации программ - Анализ финансовой отчетности - Обобщение результатов, предложения в документы МОН - Критически значимое число агентов измен. в педобразовании - Сеть вузов, работающих по новым моделям - Нормативные акты, стандарты - Критически значимое число агентов измен. в педобразовании - Сеть вузов, работающих по новым моделям - Нормативные акты, стандарты
Проект 1. Усиление практической направленности подготовки будущих учителей Задачи проекта: 1.Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет механизма школьно- университетского партнерства, организации специально организованной стажировки. 2.Разработка и апробация основных образовательных программ педагогического прикладного бакалавриата в соответствии с новым стандартом профессиональной деятельности педагога для повышения практичности подготовки будущих педагогов за счет сетевого взаимодействия организаций СПО и ВО. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Проект 2. Вариативная подготовка педагогов Задачи проекта: 1.Разработка и апробация программ широкого бакалавриата в педагогических вузах, предусматривающих целенаправленную подготовку к педагогической деятельности лучших и мотивированных студентов и подготовку «оставшихся» выпускников этих программ к другой профессиональной деятельности. 2.Разработка и апробация модели педагогической подготовки мотивированных студентов, закончивших 2-3 курса непедагогического бакалавриата. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Проект 3. Обеспечение системы образования специалистами высокой квалификации Задачи проекта: 1.Разработка и апробация программ исследовательской магистратуры для подготовки учителей-методистов. 2.Разработка и апробация программ прикладной магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях. 3.Разработка и апробация магистратуры по управлению образованием. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Этапы реализации В гг. Реализация пилотных проектов в вузах: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологии. Разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы. В гг. Разработка новой системы распределения контрольных цифр приема для подготовки педагогов, стимулирующей переход на новые модели и программы. Методическое сопровождение распространения новых моделей и технологий. Расширение новых моделей на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ. Высшая школа экономики, Москва, 2014
Результаты первого этапа проекта Готовые к распространению модели подготовки педагогов, включающие пакеты основных образовательных программ, практические рекомендации по реализации, нормативные документы, программы повышения квалификации ППС. Не менее 20 вузов-носителей новых гибких моделей подготовки педагогов, которые могут стать центрами распространения новой идеологии и технологии. Они создадут ассоциацию педагогического образования. Не менее 3000 студентов, участвующих в инновационной программе. Не менее 200 преподавателей, освоивших новые технологии и подходы. Инструментарий для независимой оценки профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Высшая школа экономики, Москва, 2014