Вариация на тему: «Проектная деятельность» Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Фридрих Ницше. Провела исследовательскую деятельность: Рябоконь Марина Александровна
Проектная деятельность "Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают." Джон Дьюи Каковы же реальные цели участников классно-урочного процесса? Может быть, создание условий для развития личности? А что это за условия и как их создавать? Единственно реальная цель учителя – «пройти программу». Цель ученика: в лучшем случае – «стать умнее» ; в лучшем случае – «стать умнее» ; в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы.
От классно-урочного обучения к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей 1.Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно 1.Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. для него проблему, взятую из жизни. 2. Применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и 2. Применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. реальный, ощутимый результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе." "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."
Классификация учебных проектов по Коллингсу Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта. Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем" Коллингс Основные требования к учебному проекту Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Проект - это "пять П": Проблема, Проблема, Проектирование (планирование), Проектирование (планирование), Поиск информации, Поиск информации, Продукт, Продукт, Презентация. Презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Структура и циклограмма УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики. Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики. 1. Постановка проблемы. 2. Выдвижение гипотез - путей решения. 3. Деление на группы. 4. Планирование деятельности. 5. Выбор форм продукта 6. Подготовка продукта: Сбор информации Сбор информации Структурирование информации Структурирование информации Изготовление продукта Изготовление продукта Оформление продукта Оформление продукта 7. Выбор формы презентации 8. Подготовка презентации 9. Презентация 10. Самоооценка и самоанализ.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ? ПЕРСОНАЛЬНЫЕ или ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ? Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью; у учащегося формируется чувство ответственности; у учащегося формируется чувство ответственности; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта; формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе; на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно. элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.
"Где много легких дел, там много и трудных" Лао-цзы Распределение учащихся по проектным группам Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Решение этой задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы; на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы; на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта; на 2 этапе каждый учитель предлагает свою тему проекта; на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели«; на 3 этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица "Подготовка к проектной недели«; на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы; на 4 этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответствующую графу информационной таблицы; На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение. На 5 этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Ролевой проект. Ролевой проект.
Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ По комплексности (предметно-содержательной области): Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы. Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов: Внутриклассные. Внутриклассные. Внутришкольные. Внутришкольные. Региональные (в пределах одной страны). Региональные (в пределах одной страны). Международные. Международные. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
« Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу Формы продуктов проектной деятельности Web-сайт Web-сайт Анализ данных социологического опроса Анализ данных социологического опроса Сравнительно-сопоставительный анализ Сравнительно-сопоставительный анализ Атлас, карта, учебное пособие Атлас, карта, учебное пособие Видеофильм Видеофильм Выставка Выставка Газета, журнал, справочник Газета, журнал, справочник Костюм, модель, коллекция Костюм, модель, коллекция Игра, мультимидийный продукт Игра, мультимидийный продукт Музыкальное или художественное произведение Музыкальное или художественное произведение Постановка, праздник Постановка, праздник Экскурсия, поход Экскурсия, поход Законопроект и т.д. Законопроект и т.д. Виды презентаций проектов Деловая игра Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Игра с залом Научная конференция, доклад Научная конференция, доклад Пресс-конференция Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Путешествие, экскурсия Реклама Реклама Ролевая игра Ролевая игра Спектакль Спектакль Соревнование Соревнование Телепередача и т.д. Телепередача и т.д.
Проектная деятельность и технология 1. Потребности в виде краткой формулировки задачи. 2. Исследование (социальный заказ, аналоги, методы, материалы…) 3. Дизайн-критерии. 4. Первоначальные идеи (много). 5. Оценка идей. 6. Проработка лучшей идеи (2-3 идеи). 7. Планирование, изготовление. 8. Испытание продукта в реальной ситуации. 9. Оценка продукта по отношению к потребности определенной в начале проекта. "Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" Дж. Питт
Проектная деятельность: роль учителя Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, применению полученных знаний на практике. Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: –«Энтузиаст»-вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели –«Специалист»- обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях –«Консультант»- помогающий организовать работу –«Руководитель»- помогающий планировать работу по времени –«Человек, задающий вопросы»-помогающие увидеть ошибки и недочеты работы –«Координатор»- группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Рефлексивные умения: Рефлексивные умения: –Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний –Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: Поисковые (исследовательские) умения: –Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей –Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле –Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) –Умение находить несколько вариантов решения проблемы –Умение выдвигать гипотезы –Умение устанавливать причинно-следственные связи
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве: Умения и навыки работы в сотрудничестве: –Навыки коллективного планирования –Умение взаимодействовать с любым партнером –Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач –Навыки делового партнерского общения –Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: Менеджерские умения и навыки: –Умение проектировать процесс (изделие) –Умение планировать деятельность, время, ресурсы –Умение принимать решения и прогнозировать их последствия –Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности Коммуникативные умения: Коммуникативные умения: –Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. –Умение вести дискуссию –Умение отстаивать свою точку зрения –Умение находить компромисс –Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: Презентационные умения и навыки: –Навыки монологической речи –Умение уверенно держать себя во время выступления –Артистические умения –Умение использовать различные средства наглядности при выступлении –Умение отвечать на незапланированные вопросы
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения Проект - это метод обучения –Может применяться на уроке и во внеурочное время –Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален –Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен –Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим Проектирование - это содержание обучения Проектирование - это содержание обучения –Может быть частью предмета "Технологии", самостоятельным предметом. Проект - это форма организации учебного процесса Проект - это форма организации учебного процесса –Может стать альтернативой классно-урочному обучению Проект - это особая философия образования: Проект - это особая философия образования: –Философия цели и деятельности –Философия результатов и достижений