ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 1 Проект Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ Работы по направлению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 1 Проект Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ Работы по направлению.
Advertisements

Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИИ 1 Кирюшин Петр Алексеевич Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Бобылев.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Транксрипт:

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 1 Проект Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ Работы по направлению «Транспортная экология и энергоэффективность», выполненные ОАО «НИИАТ» в гг.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 2 Концепция комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении, позволяющих более глубоко понять существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности. Создание экологически устойчивой транспортной системы – такой системы, которая на всех стадиях своего жизненного цикла: 1.Обеспечивает соблюдение общепринятых критериев качества здоровья населения и окружающей среды; 2.Не нарушает целостности экосистем; 3.Не приводит к усилению негативных глобальных феноменов. Цель концепции Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ: Схема влияния экологических аспектов функционирования транспортного комплекса на качество жизни

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Основные направления государственной политики в области обеспечения экологической безопасности транспорта Техническое совершенствование транспортных средств и диверсификация топлив; Переключение перевозок на более экологически чистые виды транспорта; Снижение нагрузок на территории, связанных со строительством и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры; Обеспечение максимально полной замкнутости материальных потоков в транспортном комплексе; Повышение эффективности работы единой транспортной системы; Управление потребностями в мобильности за счёт создания таких структур в экономике и в территориальном планировании, которые являлись бы менее «транспортоёмкими»; Минимизация вреда от аварий и ЧС; Адекватная информационная поддержка принятия решений. В сфере ТС В сфере инфра- структуры В сфере управ- ления Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Основные инструменты для реализации государственной политики в области экологизации транспорта Совершенствование и гармонизация технических регламентов, распространяющихся на транспортную отрасль, с учётом мнений всех заинтересованных сторон и международного опыта. Совершенствование механизма ОВОС и усиление роли ГЭЭ и ОЭЭ в транспортном комплексе. Внедрение СЭО в транспортном комплексе. Государственное регулирование транспортных тарифов и платежей с целью стимулирования наиболее экологически чистых видов транспорта. Внедрение институтов экологической ответственности и экологического страхования в транспортном комплексе; Создание и применение системы экономических рыночных инструментов, стимулирующих использование экологически чистых технологий и топлив на транспорте, экологически ответственное поведение пользователей транспорта; Просветительская деятельность. Адми- нистра- тивные Эконо- мичес- кие Убеж- дения Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ: План мероприятий по реализации Концепции В состав плана вошли: Общетранспортные мероприятия - 35; Специальные мероприятия в области автомобильного транспорта – 22; Специальные мероприятия в области дорожного хозяйства – 26; Специальные мероприятия в области Ж/Д транспорта – 23; Специальные мероприятия в области водного транспорта – 12; Специальные мероприятия в области воздушного транспорта – 13.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Разработка Концепции экологической безопасности транспортного комплекса РФ Ожидаемые результаты реализации Концепции Формирование комплексной системы обеспечения экологической безопасности транспортной отрасли на основе: создания эффективной структуры государственного управления; предъявления современных экологических требований; реализации эффективных механизмов контроля. Перевод транспортного комплекса на модель «устойчивого» развития, обеспечивающего удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения при соблюдении критериев качества окружающей среды и здоровья населения. Реализация на транспорте современной, международно признанной интегрированной политики в области транспорта, землепользования, охраны окружающей и здоровья. Создание условий для достижения целевых показателей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года в сфере обеспечения экологической безопасности транспортного комплекса. Снижение всех видов негативного воздействия ТК на окружающую среду и здоровье населения к 2030 года на 20-40%.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 8 ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Работы по направлению «Транспортная экология и энергоэффективность», выполненные ОАО «НИИАТ» в гг.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 9 Обеспечение надёжного, экономически и экологически приемлемого энергообеспечения транспортной отрасли за счёт реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и диверсификации источников используемой энергии. Цель концепции повышения энергоэффективности транспорта России

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Основные направления (принципы) повышения энергоэффективности транспорта в мире Эффективность - снижение объектами транспортного комплекса удельных объёмов (на единицу полезной работы) потребления традиционных нефтяных топлив. Рациональность - сокращение избыточного, нерационального, необоснованного перемещения грузов и сдерживание гипермобильности населения. Диверсификация - увеличение доли использования объектами транспортного комплекса альтернативных (в том числе возобновляющихся) источников энергии, характеризующихся меньшими выбросами парниковых газов с учётом полного жизненного цикла.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Потенциал сокращения энергопотребления в странах ОЭСР по видам топлива для различных сценариев развития транспорта

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Разработка Концепции повышения энергоэффективности ТК РФ: Доля энергопотребления по видам транспорта в общем потреблении энергоресурсов в транспортном секторе, 2009 г.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Барьеры, сдерживающие развитие энергоэффективности недостаток мотивации (слабые стимулы к эффективным перевозкам, предпочтение потребителями неэффективных видов транспорта ) ; недостаток информации на всех уровнях принятия управленческих решений; недостаток опыта финансирования проектов повышения энергоэффективности; недостаток организации и координации ( отсутствие комплексной политики в отношении транспорта); низкое качество общественного транспорта.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 14 Структура концепции повышения энергоэффективности транспорта России

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Политические меры ( охватывают сферу деятельности всех видов транспорта и носят межсекторальный характер) 1.Стимулирование использования более энергоэффективных видов транспорта и немоторизованных видов транспорта. 2.Приоритет комплексного развития систем общественного пассажирского транспорта. 3.Диверсификация использования различных источников энергии на транспорте. 4.Комплексное планирование землепользования и транспортной инфраструктуры. 5.Управление спросом на транспортные услуги. 6.Устранение «узких мест» существующей транспортной инфраструктуры, приоритетное развитие интермодальных проектов, развитие транспортной инфраструктуры темпами, соответствующими обоснованному росту транспортной мобильности.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Административно-управленческие меры (оказывают прямое непосредственное влияние на деятельность субъектов транспортных отношений) 1.Утверждение стандартов на топливную экономичность транспортных средств. 2.Реорганизация системы технического осмотра транспортных средств. 3.Внедрение обязательной маркировки энергетической эффективности для новых и находящихся в эксплуатации транспортных средств и оборудования. 4.Совершенствование системы мониторинга энергопотребления на транспорте. 5.Проведение добровольных и обязательных энергетических обследований транспортных организаций, внедрение механизма энергосервисных контрактов. 6.Совершенствование схем организации движения транспортных средств. 7.Программы обучения эковождению. 8.Стимулирование установки на транспортные средства устройств, облегчающих реализацию экономичного стиля управления транспортным средством. 9.Создание единой национальной автоматизированной системы диспетчеризации грузовых перевозок. 10.Внедрение системы маркировки сопротивления качению шин дорожных транспортных средств.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Экономические меры (создают рыночные стимулы для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов транспортной деятельности) 1.Установление налоговых льгот производителям транспортных средств, дорожных машин и оборудования объектов инфраструктуры, соответствующих высшим классам энергоэффективности. 2.Финансовая государственная поддержка программ, направленных на вывод из эксплуатации устаревших неэффективных транспортных средств и оборудования. 3. Финансовая государственная поддержка производителей альтернативных топлив и соответствующей инфраструктуры. 4. Финансовая государственная поддержка программ развития общественного транспорта и немоторизованных видов транспорта. 5.Финансовая поддержка программ развития схем «коллективного владения» автомобилями, проката автомобилей. 6. Предоставление государственных гарантий РФ по кредитам на реализацию проектов по повышению энергоэффективности транспорта. 7.Финансовая государственная поддержка научных исследований в области повышения энергоэффективности транспорта. 8.Введение на принципах фискальной нейтральности долгосрочной программы постепенного повышения цен на топливо и энергоносители за счёт введения «энергетического» или более предпочтительного «углеродного» налога. 9.Введение на принципах фискальной нейтральности долгосрочной программы постепенного повышения цен на топливо и энергоносители за счёт введения дифференцированного по регионам «налога на заторы».

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Информационные меры (обеспечивают принятие решений и формируют общественное мнение) 1.Совершенствование информационной базы и качества сбора данных, необходимых для оценки прогресса в области энергоэффективности транспорта. 2.Улучшение информированности общественности. 3.Вовлечение максимально возможного количества заинтересованных лиц. 4.Софинансирование обучения ответственных лиц. 5.Поощрение изменения стереотипов транспортного поведения населения. 6.Включение вопросов повышения энергоэффективности транспорта в образовательные стандарты.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Целевые показатели снижения энергоёмкости транспорта Валовое потребление на транспорте различных видов топлива – определено текущее состояние, предложена процедура установления. Средняя удельная энергоёмкость грузовых и пассажирских перевозок, Дж/ткм (Дж/пкм) – сокращение к 2030г. на 25…30% от уровня 2009г, предложена процедура установления. Энергоэффективность новых транспортных средств - сокращение к 2030г. на 20…30% от уровня 2009г. Доля транспортных средств и оборудования в парке, соответствующих определённым классам энергоэффективности, % – предложена процедура установления. Доля использования возобновляющихся источников энергии в общем объёме энергопотребления транспорта, % – предложена процедура установления. Оценки энергопотребления в ЖЦ транспортных средств и объектов инфраструктуры – предложена процедура установления. Другие (всего 6 общетранспортных, 14 в сфере автомобильного транспорта, 9 в сфере дорожного хозяйства, 13 в сфере ЖД транспорта, 9 в сфере воздушного транспорта и 13 в сфере водного транспорта).

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Разработка Концепции повышения энергоэффективности транспортного комплекса РФ: План мероприятий по реализации Концепции В составе плана предложено: 26 общетранспортных мероприятий; 20 мероприятий в области автомобильного транспорта; 15 мероприятий в области дорожного хозяйства; 17 мероприятий в области железнодорожного транспорта; 5 мероприятий в области воздушного транспорта; 9 мероприятий в области водного транспорта.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 21 Отходы, сбросы Утилизация только 50% образующихся отходов Загрязнение земли и воды Виды негативного воздействия АТ в городах Выбросы вредных веществ: СО,СН,NO X,PM, SO 2 Выбросы парниковых газов: CO 2,CH 4,N 2 O Шум, вибрация, электромагнитное излучение Отчуждение земли под транспортную инфраструктуру и стоянки 60-80% суммарного загрязнения Превышение ПДК сс вдоль магистрали в 1,4-2 раз по сравнению с жилыми территориями До 20% суммарных выбросов ПГ в городе 30-40% территории в зоне сверхнормативного шумового транспортного загрязнения Потеря до 60-70% внутри дворовых территорий Разрушение естественных ландшафтов 15-20% территорий города использовано под транспортную инфраструктуру Влияние на здоровье Заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, онкология Гиподинамия, стрессы, ожирение CO 2 Работы по направлению «Транспортная экология и энергоэффективность», выполненные ОАО «НИИАТ» в гг. «АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ГОСДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЗА 2011 ГОД

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 22 Формирование расчетных типов АТС, используемых для оценки выбросов загрязняющих веществ Тип АТС (легковые, грузовые, автобусы) Категория AТС по конструктивным характеристикам (легковые – 3 категории, грузовые – 5 категорий, автобусы – 5 категорий) Экологический класс AТС (Евро-0,Евро-1,Евро-2, Евро-3 и выше) Вид топлива (бензин дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, природный газ) Работы по направлению «Транспортная экология и энергоэффективность», выполненные ОАО «НИИАТ» в гг. «АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ГОСДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЗА 2011 ГОД

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом России Объем валовых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) от автомобильного транспорта (АТ) в течение последних 6 лет, начиная с 2006 года, снижается. В 2011 году отмечено снижение валовых выбросов по отношению к 2005-му на 19%, обусловленное качественным улучшением экологической структуры парка АТС. Работы по направлению «Транспортная экология и энергоэффективность», выполненные ОАО «НИИАТ» в гг. «АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ГОСДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЗА 2011 ГОД

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» 24 НазваниеОписание и цели проектаСсылки 1. ОПТОСОЗ (THE PEP) Главной целью Общеевропейской программы ВОЗ ЕЭК ООН по транспорту, окружающей среде и здоровью (ОПТОСОЗ), является методическое обеспечение интеграции транспортной, экологической и здравоохранительной политики в странах-участницах программы. pep.org/ ansport.com/ 2. Инициатива за жизнеспосо бные и устойчивые города (CIVITAS) Основными целями инициативы Европейского Союза CIVITAS являются: Построение устойчивых, экологически безопасных и энергоэффективных городских транспортных систем; Разработка интегрированных городских транспортных планов и программ; Создание рынка инновационных решений и технологий в сфере городского транспорта. initiative.org/ Международные проекты, в которых ОАО «НИИАТ» принимает активное участие