« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса
с 1 апреля 2010 года в школах Красноярского края и еще в 18 субъектах Российской Федерации началась апробация нового предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в порядке эксперимента с 2010 по 2011 годы. с 1 сентября 2012 года преподавание курса вводится во всех субъектах Российской Федерации.
Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. основная точка зрения на предмет
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. система достижения цели
Задача курса - формирование общества, основанного на согласии и понимании. «Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур» Андрей Фурсенко «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики»
Курс основы религиозных культур и светской этики Включает в себя 6 модулей: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.
Учебники по всем модулям:
«Основы православной культуры»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы исламской культуры»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы буддийской культуры»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
«Основы мировых религиозных культур»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы светской этики»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы иудейской культуры»
Краткое содержание курса: Россия наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России.
Учебный курс ОРКСЭ единая комплексная учебно-воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
В результате изучения курса ОРКСЭ ученик должен: знать/понимать: -основные понятия религиозных культур; -историю возникновения религиозных культур; -особенности и традиции религий; -описание основных содержательных священных книг, сооружений, праздников и святынь. уметь: -описывать различные явления религиозных традиций и культур; -устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; -излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры людей; -соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры: -участвовать в диспутах: излагать своё мнение; -готовить сообщения по выбранным темам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область - « Основы духовно- нравственной культуры народов России» Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Структура учебного курса Разработана с участием РАН, РАО, ФИРО, АПК ППРО, представителей религиозных конфессий Все 6 вариантов курса разработаны на единой методической основе Курс состоит из 4-х блоков 1 и 4 блоки посвящены патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу и будут изучаться всем классом вместе
Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс, (17 часов) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Духовные традиции многонационального народа России Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Программа курса ОРКСЭ
Примерная структура учебных пособий Все шесть учебных пособий состоят из 2-х частей: для 4 класса из 8 тематических разворотов, для 5 класса из 9 тематических разворотов. На каждый разворот от 1 до 3 уроков (всего не более 34 часов) Обе части каждого пособия содержательно связаны Каждая из частей представляет собой завершенное пособие Все учебные пособия по всем 6 модулям имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно нравственным воспитанием
Базовые ценности Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций. Содержание каждого из модулей организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия