Диагностика по обществознанию (10 класс) г. Москва Тороп В.В., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО
Назначение диагностической работы Цель: определение уровня освоения учащимися предметного содержания базового курса обществознания по программе старшей школы на основе выявления планируемых метапредметных результатов, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся Время выполнения: 45 минут Работа охватывает учебный материал по курсу «Обществознание» (базовый уровень), изученный в 10 классе по темам: « Человек и общество », « Социальные отношения »
Структура диагностической работы и система оценивания УРОВЕНЬТИП ЗАДАНИЯБАЛЛ БазовыйВыбор ответа (один правильный ответ): 11 заданий 1 балл Задания с кратким ответом: 3 задания 1 балл или 2 балла ПовышенныйЗадания с развернутым ответом: 4 задания С учетом полноты и правильности ответа 1 балл или 2 балла Всего: 18 заданийВсего: 22 балла
Уровни достижения планируемых результатов обучения Уровень достижения НизкийБазовыйПовышен- ный Высокий Диапазон тестовых баллов Менее 9 баллов за задания базового уровня Доля учащихся, достигших данного уровня 10%40%42%8%
Результаты Высокий уровень ( тема « Социальные отношения »): - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах ( текст. схема. таблица. диаграмма ); - правильно трактовать смысл понятий ; - использовать приобретенные знания и умения для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Низкий уровень ( тема « Человек и общество »): - формулировать собственные суждения и аргументы на основе приобретенных знаний
Учащиеся с высоким уровнем подготовки Средний процент выполнения заданий теста – 84 % овладение на высоком уровне умениями выявлять причинно - следственные, функциональные связи взаимодействия субъектов с точки зрения социальных норм формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по проверяемым содержательным разделам
Учащиеся с повышенным уровнем подготовки Средний процент выполнения заданий теста – 68 % освоили большинство планируемых результатов обучения на базовом уровне сложности проявили способности применять освоенные учебные действия в изменённой учебной ситуации при выполнении заданий повышенного уровня сложности
Учащиеся с базовым уровнем подготовки Средний процент выполнения заданий теста – 52 % успешно справляются с заданиями базового уровня сложности, проверяющими основные планируемые результаты обучения
Учащиеся с низким уровнем подготовки Средний процент выполнения заданий теста – 32 % применяют изученные учебные действия только в некоторых стандартных учебных ситуациях : поиск социальной информации по проверяемым темам представленной в различных знаковых системах трактовка смысла понятий использование приобретенных знаний для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
Структура овладения десятиклассниками планируемыми результатами обучения по обществознанию
« Человек и общество » Пример 1 Р. Дарендорф считал, что общество следит за тем, чтобы человек, занимающий определенную позицию, не пытался по невнимательности или намеренно нарушить принятые в обществе нормы. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения. Пример 2 О каком обществоведческом понятии говорил Л. Н. Толстой « Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра »?
Меры по совершенствованию методики обучения обществознанию в старшей школе работа с категориальным и понятийным аппаратом работа над различными трактовками основных обществоведческих понятий с целью выявления сущностных черт анализ обществоведческих текстов, особенно текста учебника ориентация на структурирование полученной обучающимися информации и ее рефлексию самостоятельное нахождение обучающимися материалов о социальных явлениях, их критический анализ и систематизация.
СПАСИБО!