Выполнила учитель МОУ Вареновская СОШ Неклиновского района Воскобойникова Е.Н.
Интегрированный урок развития речи (литература, музыка, живопись) 9 класс Написание сочинения по музыкальным впечатлениям
Цели урока: научиться чувствовать музыкальность рассказов А.П.Чехова, развивать умение слушать музыку, развивать навыки создания собственного текста по личным впечатлениям.
«Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плачь и едва уловимая на слух, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух…»
«Пройти мимо звукописи, не ощутить мелодию фразы было бы очень большим упущением» (А.П.Чехов)
«Антон Павлович делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения». (Россолимо Г.И.)
«Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение хором: отец любил петь по нотам и приучал к этому детей».
В гимназические годы Чехов увлекался итальянской оперой, потом круг его музыкальных впечатлений расширился: он слушал симфоническую музыку. Одним из любимых композиторов был Мендельсон.
Мендельсон
С исключительным богатством даны звуковые картины в повести «Степь» «…Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчанье и почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух. Из холма…тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю и, прозрачная, веселая, сверкающая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда-то…»
С изумительной художественной силой нарисована в повести звуковая картина грозы. М.Горький наизусть читал этот отрывок из «Степи» молодым литераторам как образец, по которому следует учиться сжатости и образной силе речи.
В экземпляре книги А.П.Чехова «Хмурые люди»в библиотеке Чайковского П.И. отмечен текст в рассказе «Почта»: «Колокольчик что-то прозвякал бубенчиками, бубенчики ласково отвечали ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись».
В рассказе «На пути» писатель с большой художественной силой создал звуковую картину ночной метели - музыкального символа трудной судьбы героя рассказа Лихарева.
Печальная, за душу берущая мелодия скрипки гробовщика Якова Бронзы ( «Скрипка Ротшильда» ) дает почувствовать, что в очерствевшей душе героя глубоко скрытые настоящие человеческие чувства.
Звуки самодельной крестьянской свирели, напоминающие прерывающийся голос плачущего человека, как бы перекликаются с сетованиями старого пастуха на оскуднение природы и человека в рассказе «Свирель».
Желая глубже раскрыть образ героини повести «Моя жизнь» Маши Должиковой, Чехов вводит одну немаловажную деталь – Маша исполняет романс Чайковского «Ночь».
В «Рассказе неизвестного человека» Чехов показывает, как музыка «Времен года» вызывает у одного из героев душевный подъем, глубоко скрытые хорошие чувства:«Глядя на потолок, как бы припоминая, он с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского так тепло, так умно! И мне казалось просто чудом, что человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для меня подъем чувств, на такую чистоту».
Чехов очень любил Чайковского и посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди».
«Я ужасно люблю его музыку, особенно…»
Попробуйте определить, прослушав фрагмент этого произведения.
«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, -до такой степени я уважаю его».
Итоги урока: Описания игры, пения, восприятия музыки, звуков в природе – одно из художественных средств обрисовки характеров действующих лиц, социальной среды, душевного состояния героев. Музыка Чайковского имеет общие эмоциональные истоки с поэтической речью произведений Чехова.
Задание на дом: Продолжить заполнение таблицы в рабочей тетради. Написать сочинение на тему: «Единство музыки Чайковского и чеховского слова помогли мне…»
Ресурсы: Л.С.Третьякова «Русская музыка 19 века» Е.Е.Балайвич «Чехов и Чайковский»